Педагогический труд и его особенности

Страница 1

Труд преподавателя – это свободный творческий труд, частица планомерно организованного в масштабах общества труда. Особенности его обусловлены спецификой учебного процесса. Педагогический процесс воплощает в себе острую, специфическую диалектику субъективного и объективного. С одной стороны, здесь предполагается строго объективный анализ педагогических явлений, с другой – этот анализ субъективируется личностью педагога как носителя определенной творческой индивидуальности, которая, в свою очередь, объективируется условиями воздействия при одной и той же психолого-педагогической ситуации и при прочих равных показателях у разных преподавателей. Таким образом, этот субъективный фактор имеет большое значение в творческом процессе педагога.

Творческая деятельность преподавателя направлена на получение, систематизацию, переработку и передачу новой научной информации в целях подготовки специалистов. Этот вид деятельности требует особых способностей и длительной подготовки, в ходе которой такие способности развиваются и совершенствуются. Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормативные и эвристические, создаваемые в ходе собственного поиска. Для педагогического труда характерна относительная самостоятельность творческого выбора методических действий, приемов в рамках общих, признанных принципов.

По утверждению В.А. Кан-Калика, творческий процесс педагога представляет собой сложное взаимодействие двух постоянно взаимопроникающих творческих процессов педагога и обучаемого, содержания и результата этих процессов. Творческая педагогическая индивидуальность всегда опосредствована личностными качествами педагога. В конечном счете, творческая индивидуальность – это высшая характеристика деятельности педагога, поскольку именно в процессе постижения и утверждения им своей творческой индивидуальности педагогический процесс, осуществляемый им, выходя за рамки обычной деятельности, превращается в деятельность творческую.

По мнению В.М. Рогинского, преподавание – это искусство и наука. Искусство потому, что каждое занятие неповторимо. Его ход, эмоциональная окраска, используемые средства зависят от целого ряда факторов, многие из которых трудно предсказать заранее. В этом смысле преподавание в чем-то сродни работе художника, писателя, поэта, для которой требуется глубокое знание жизни, человеческой души, умение видеть, понять и сопережить. Но вместе с тем это и наука, в основе которой лежат объективные законы, фиксирующие существенные связи и отношения в процессе восприятия и усвоения учебного материала. Эти законы выступают как бы в роли несущих конструкций, обеспечивающих процесс целенаправленного формирования личности и специалиста.

Специфическим является и объект педагогического труда – не безжизненный продукт природы, а человек с индивидуальными качествами, с неповторимым характером и темпераментом, находящийся под воздействием множества факторов и людей, преобразующих его.

Педагог творит не в одиночку, а в команде единомышленников. Выдающийся педагог и воспитатель В.А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Вся тревога, все огорчения и все торжество нашего дела в том и состоит, что скульпторов несколько. Это семья и личность преподавателя, и детский коллектив, и книга, и совершенно непредвиденные ваятели, скажем знакомые, с которыми подружила мальчишку улица. Если бы все эти силы действовали как хорошо слаженный оркестр, сколь легко творились бы люди!».

По мнению В.М. Рогинского, склонность к преподавательской работе, как правило, проявляется в достаточно зрелом возрасте. Вузовские педагоги обычно достигают мастерства и совершенства, проработав по 10-15 лет, поскольку преподавателями не рождаются, а становятся в ходе приобретения опыта, постоянного совершенствования.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Работа над уточнением и объяснением словарных слов
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...

Создание развивающей среды в изостудии и в интерьере детского сада
Обучение детей на занятиях по изодеятельности и формирование творческих способностей прямым образом зависит от ситуации развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении. В нашей изостудии «Разноцветные капельки» имеется все необходимое для полноценного проведения занятий: столы которые по ...

Характеристика выборки и методов исследования
Проведя анализ психологический и педагогической литературы, мы пришли к выводу, что проблема использования тестов в процессе обучения математике в старших классах общеобразовательных школ является актуальной и изучена недостаточно. Для основательной проработки данной проблемы требуются обширные исс ...

Категории