Педагогический труд и его особенности

Страница 2

А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский утверждают, что деятельность преподавателя в контексте предметной и научной работы, в контексте педагогического общения неизбежно связана с возникновением проблемных ситуаций и необходимостью их разрешения, что подразумевает наличие в педагогической деятельности компонента процесса принятия решения. Умение правильно принимать решения в различных ситуациях определяет способность преподавателя выполнять свои профессиональные функции.

Процесс принятия решения является составляющей любой деятельности, в том числе и педагогической, и имеет личностную окраску, выраженную в индивидуальных особенностях субъекта, для выявления которых используют исследование мотивационной сферы личности с помощью различных опросников (например, «Опросник личностных предпочтений» А. Эдвардса) и методик, предполагающих анализ индивидуального поведения в процессе решения практических ситуаций.

В опроснике А. Эдвардса испытуемым предлагается сравнить два высказывания, которые в большей или меньшей степени его характеризуют. По частотам осуществленных им личностных предпочтений подсчитываются индексы мотивационных тенденций: мотивация достижения, любовь к порядку, автономия, самовосприятие, доминирование, чувство вины, стойкость в целедостижении, толерантность к новому.

Для выявления личностных поведенческих особенностей также практикуется проведение анализа поведения субъекта в процессе решения им проблемных ситуаций в виде модельных ситуаций принятия решения с набором вариантов альтернатив.

Анализ результатов проводившихся в последние годы социально-психологических исследований позволил выявить в усредненном личностном профиле преподавателя высшей школы выраженность таких мотивационных тенденций, как «толерантность к новому» (познавательный интерес), «любовь к порядку», «стойкость в достижении целей» (выносливость) и «автономность» (независимость).

А.В. Морозов и Д.В. Чернилевский делают вывод, что высокие показатели по первым трем параметрам говорят о выраженности у преподавателей таких потребностей, которые связаны со склонностью к познанию нового, расширению кругозора, экспериментированию, с готовностью к изменениям в условиях деятельности, с желанием и умением организовывать и содержать свои дела в порядке, планировать свою деятельность, с наличием достаточно высокой степени выносливости при достижении собственных целей. В профессиональной деятельности преподавателя эти качества, а значит, и связанные с ними мотивационные тенденции являются значимыми.

Выявленные выраженности мотивационных тенденций свидетельствуют о хорошо интерпретируемых связях показателей шкал с формой деятельности испытуемых, т.е. можно говорить о соответствии тестовых показателей такому внешнему критерию, как принадлежность их к данной профессиональной группе.

Низкие показатели по шкале «автономность» характеризуют преподавателя как зависимого в своих поступках и решениях от ситуаций, профессионально-этических норм, требований и других факторов. Слабую выраженность этой мотивационной тенденции, вероятно, можно объяснить такими качествами, как гибкость, комфортность в силу строгих критериев этических норм в педагогическом общении и особенностей иерархических отношений педагогического коллектива в целом, присущие преподавателям.

Сравнение результатов последних исследований с опубликованными ранее данными об особенностях мотивационной структуры другой отечественной выборки позволило выявить различие групп преподавателей по такой шкале (мотивационной тенденции), как «автономность».

По другим шкалам с точки зрения содержания своих дел в порядке, демонстрации выносливости в целедостижении и «проницаемости» для нового наблюдается общая закономерность выраженности соответствующих мотивационных тенденций «любовь к порядку», «стойкость в достижении целей», «толерантность к новому» для преподавателей высшей школы в целом, т.е. можно высказать утверждение о личностных особенностях преподавателей, характеризующих данные мотивационные тенденции как профессионально проявляемые, и с точки зрения преподавательской деятельности они выглядят прогностически значимыми.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Характеристика программно- методического обеспечения ДОУ по эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой
В настоящее время разработано достаточно большое количество программ, реализующих или имеющих в своей основе направление эстетического воспитания детей. В некоторых программах идея эстетического воспитания осуществляется через ознакомление детей с произведениями декоративно-прикладного искусства. П ...

Программа по формированию мотивации учения
«Познай себя и сделай первый шаг» Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя. Франсуа Вийон Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современно ...

Музыкальная любительская деятельность, как средство развития творческих способностей
Многообразие видов музыкальной деятельности (пение, музицирование, слушание музыки, ее обсуждение, изображение, сочинение, коллекционирование музыкальной символики, посещение музыкальных мероприятий) обеспечивает разнообразие способов творческого самовыражения личности на занятиях. Это мимические и ...

Категории