Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством. Научить их чувствовать и сопереживать, быть с ними в психологическом контакте. Возраст 7-10 лет, как указывают психологи, характеризуется наличием психологических новообразований .

Выдающийся детский психолог Л.С.Выготский писал: «Самое существенное содержание развития в критическом возрасте заключается в возникновении новообразований».

Новообразование – это то, что отличает результаты развития на данном возрастном этапе от результатов развития на предыдущем этапе и относится как к психологической сфере (речь, мышление, восприятие, воображение), так и личностной.

Отличительные черты любого здорового ребенка младшего школьного возраста – интерес к явлениям окружающего мира, познавательная активность, проявление интереса не только к предметам, которые его окружают, но и к предметам довольно далеким, абстрактным.

Вместе с тем подчеркнем, что часто современный ребенок «запертый» в ограниченном пространстве с телевизором или компьютером умеет воспринимать мир только глазами и ушами, а остальные его ощущения «дремлют».

Чтобы пробудить восприятие, мышление, эстетические суждения и другие ощущения ребенка, необходимо ознакомить их с искусством: музыкой, литературой, живописью. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности. Важной областью развития личности является эстетическое воспитание.

Организуя эстетическое воспитание, надо учитывать психологические закономерности эстетического восприятия. Последнее уже присуще детям раннего возраста и зависит от уровня развития, эстетического опыта, степени сформированности представлений. Явления окружающей действительности сначала не выступают как эстетические: прежде чем стать таковыми, они должны стать осмысленными, содержательными, понятными. Следовательно, первая забота воспитателей, учитывая возрастные особенности воспитанников, достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.

Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникших при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Будучи необходимым этапом познания, оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную окраску.

В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемый человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Психологи отмечают возможности раннего заложения у детей эстетического восприятия, которое в своем развитии проходит определенный путь становления (Л.С. Выготский, Б.В. Теплов, П.М. Якобсон и др.)

Для воспитания эстетического восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приемов сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

Важнейший компонент эстетического восприятия – эмоциональность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, ученики чувствуют радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Как полагает Н.А. Ветлугина, способность «эстетически воспринимать» выражается в эмоциональном отклике на воспринимаемое, в особой заинтересованности прекрасным.

Итак, исследования многих педагогов дают возможность говорить о том, что младшие школьники способны воспринимать произведения различных видов искусства.

Огромное влияние на процесс эстетического восприятия оказывает музыкальное искусство.

Термин «музыкальное восприятие», как отмечает Е.В.Назайкинский, имеет два значения. Одно, более емкое, понимается как освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности на уроке – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, музыкально – ритмического движения. Другое значение термина, более узкое, подразумевает непосредственно слушание музыки: знакомство с музыкальными произведениями различных жанров и стилей, композиторами, исполнителями. При этом две стороны музыкального развития младших школьников – восприятие музыки и собственно творчество – неразрывно связаны и взаимно дополняют друг друга .

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Содержание гимнастики. Характеристика основных групп упражнений
Все гимнастические упражнения условно можно разделить на 8 групп. Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач. Строевые упражнения – несложные двигательные действия служебного характера, используемые для организованного проведения ...

Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с объектом изучения и видом деятельности специалиста
Далее на основе тактических целей обучения следует разработка программ теоретической ("Спецтехнология") и практической ("Производственное обучение") профессиональной подготовки специалиста. Чтобы определить темы программы профессиональной теоретической подготовки специалиста, не ...

Опробование форм и методов интерпретации педагогического знания в процессе опытной работы
Опытная работа с использованием данной процедуры охватывала несколько направлений: проводилась в условиях профессиональной подготовки студентов отделения дневного и заочного обучения филологического факультета и высшей педагогической школы ТГУ; факультета культурологии и художественного творчества, ...

Категории