В 70-е годы была создана программа по музыке, в которой усиливаются воспитательные функции музыки. В пояснительной записке говорится о значении воспитания таких качеств личности, как инициативность, активность, развития образного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей. Предусматриваются следующие виды работы: исполнение, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – ритмическое движение, музыкальные игры, слушание музыки, накопление теоретических и исторических знаний, чтение нот, импровизация, упражнения. В программе подчеркивается, что «урок музыки – это урок искусства. Он должен быть насыщен художественной музыкой, эстетическими впечатлениями, должен иметь художественную завершенность» .
В 1977 году опубликована программа по музыке для общеобразовательных школ (экспериментальная) для I–III классов, подготовленная Д.Б. Кабалевским и его последователями Э.Б. Абдуллиным, Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендровой и другими. В программе определяются задачи музыкального воспитания, исходя из общих целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, который должен овладеть музыкальной культурой как важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. Музыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отношении к людям, сформировать нравственно – эстетический идеал. Эти цели актуальны и сегодня, ибо они общегуманны. Данная программа по музыке отвечает на социальный заказ общества, так как стремится полнее реализовать коммуникативные и воспитательные функции искусства. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальным искусством как средством жизни человека. В процессе воспитания и развития дети должны приобрести умения и навыки слушать, слышать музыку в единстве формы и содержания, исполнять, понимать ее, уметь определять элементы музыкального языка. Урок музыки и решает, по мнению Кабалевского, эту задачу в общеобразовательной школе.
Таким подходом к уроку, особенностью и важнейшим принципом программы обусловливается ее тематическое строение. Постепенное усложнение тем – основа программы, поскольку, по мысли автора, каждая тема четверти продвигает учащегося на новую ступеньку знаний .
В программе, разработанной Кабалевским, предлагаются следующие темы для начальной школы.
I класс. Первая четверть – «Три кита в музыке – песня, танец, марш».
Вторая четверть – «О чем говорит музыка».
Третья четверть – «Куда ведут нас три кита».
Четвертая четверть – «Что такое музыкальная речь».
II класс. Первая четверть – «Песня, танец, марш перерастают в
песенность, танцевальность и маршевость».
Вторая четверть – «Интонация».
Третья четверть – «Развитие музыки».
Четвертая четверть – «Построение (форма) музыки».
III класс. Первая четверть – «Музыка моего народа».
Вторая четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой
других народов моей страны нет непереходимых границ».
Третья четверть – «Между музыкой разных народов мира нет
непереходимых границ».
Четвертая четверть – «Композитор – исполнитель –
слушатель» .
По мнению Кабалевского, идея тематического объединения программы очень плодотворна. Автор считал, что « тематическое построение программы создает условие для достижения целостности урока, единства всех составляющих его элементов». Опираясь на прогрессивные идеи советской музыкальной педагогики, высказанные Б.В. Асафьевым, Б.Л. Яворским, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбоймом и другими музыкантами – педагогами, Д.Б. Кабалевский рассматривает процесс музыкального воспитания как творческий, направленный во всех формах и видах занятий с детьми на раскрытие их творческих возможностей.
При всех положительных сторонах этой программы можно заметить, что не все представленные в ней темы равноценны и являют собой последовательное усвоение материала. Не всегда учитываются возрастные особенности младших школьников. Доступен для осознания материал программы I класса и темы II – «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость». А такие темы, как «Развитие музыки», «Построение музыки», достаточно сложны для восприятия восьмилетнего ребенка.
В целом в 70 – 80-е годы были пересмотрены взгляды на роль музыки в формировании нравственно – эстетических чувств детей в системе общеобразовательной школы.
Так в учебной программе по музыке для начальной школы непременно должно быть отражено следующее:
1. признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание – восприятие музыки, музыкально – ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество – импровизация, постижение основ музыкальной грамоты;
2. включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и музыкальная культура родного края (фольклор). При их изучении необходимо учитывать особенности и традиции музыкальной культуры конкретного региона;
Статьи по теме:
Критика систем оценивая
Объективность всегда становилась предметов многочисленных споров и разногласий. Трудно придумать такую шкалу оценки знаний, которая бы всех удовлетворила и давала верный результат. В школах, лицеях, университетах нас постоянно оценивают, выводят какие-то итоговые цифры, которые должны показать наш ...
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования
Необходимым фактором развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, по данным исследователей и практиков психологии детства, приведенным в психолого-педагогической литературе, является процесс сюжетно-ролевой игры. Цель
данного исследования: теоретически обосновать и экспериментально ...
Основные группы конфликтов в педагогическом коллективе
В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа – профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфл ...