Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Развитие интереса и потребности в музыке, накопление запаса музыкальных впечатлений от близких и доступных восприятию высокохудожественных произведений музыкального искусства имеет результатом воспитание художественно – музыкального вкуса.

Музыкальный вкус мы понимаем как определенный уровень музыкально – поэтических представлений, который дает возможность отличать и ценить прекрасное в музыке, то есть ее идейность и содержательность, правдивость и искренность чувств, яркость и убедительность музыкальных образов и всех выразительных средств музыкального произведения. На основе этих навыков активного восприятия и первого критического суждения проявляется большой интерес и удовлетворение от подлинно художественной музыки во всех ее видах, включая сюда и образцы народного творчества, и доступные произведения великих композиторов прошлого и самую разнообразную по жанрам, но высококачественную музыку современных композиторов – близкую детским интересам, разносторонне отражающую всю многогранность его мыслей и чувств.

Развитой музыкальный вкус помогает младшим школьникам предпочитать все упомянутое пустым и обыденным «песням – однодневкам», которые часто имеют очень широкое распространение среди учащихся.

Младший школьник способен ответить на вопрос, какое музыкальное произведение больше всего нравится ему. Он называет музыкальные произведения, которые являются показателем его музыкального вкуса, и даже дают ключ к пониманию его идеалов .

Эстетический идеал – представление человека о совершенстве явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира. Часто полагают, что эстетический идеал носит конкретный и чувственный образ. Однако достаточно редко можно встретить человека, который высшую меру совершенства связывает с конкретными эстетическими или художественными явлениями. Как правило, у большинства младших школьников эстетический идеал является феноменом, еще не имеющим ясных и четких параметров, достаточно абстрактным и расплывчатым. Это объясняется не только недостаточным жизненным опытом ребенка, но и недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования эстетического идеала.

Углубление содержания идеалов, изменение с учетом возраста форм их выражения – это главное, что характеризует эффективный воспитательный процесс. Формирование идеалов у младших школьников как части их мировоззрения, как стимула поведения – сложный и длительный процесс, требующий внимательного учета возрастных особенностей детей .

Это нашло отражение в содержании современных программах по музыке. Согласно стандарту начального общего образования по искусству, изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

· формирование основ музыкальной культуры;

· развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

· освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

· овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

· воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ включает:

Представления о музыке. Образная природа музыкального искусства. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Музыка народная и профессиональная. Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края, сочинения профессиональных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация в музыке. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика)

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, мюзикл, балет).

Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: народных инструментов, духовой, симфонический.

Представления о музыкальной жизни страны. Государственный музыкальный символ – Гимн России. Музыкальные традиции родного края.

Рассмотрим краткую характеристику программ по музыке.

Перестройка начального образования началась в 1971 году. Тогда же и создаются новые программы по музыке. На 1971 – 1972 учебный год вводятся два варианта программы: для учителей музыки – специалистов и учителей – неспециалистов. По аналогии с программой 1967 года в них сохраняются традиционные разделы – пение по слуху и по нотам, слушание музыки и музыкальная грамота, но снято тематическое построение раздела по слушанию музыки и несколько сокращен репертуар.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Роль педагога и родителей в обучении ребенка спортивным упражнениям
Педагогу по ФИЗО необходимо побудить к совместным занятиям физическими упражнениями родителей с ребенком, являющимися источником радости обогащения и оздоровления семейной жизни. Для этого нужно решить несколько задач: 1. Объяснить родителям о необходимости заботиться о правильном развитии у ребенк ...

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков
Система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке. Известно, что главная трудность в обучении гра ...

Метафора как основное средство сказкотерапии
В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. В современной лингвистико-философской литературе термин "метафора" употребляется в трех значениях: во-первых, метафора - с ...

Категории