Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания

Страница 1

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом) .

В.И. Даль толковал слово мораль как "нравственное ученье, правила для воли, совести человека". Он считал: "Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного". "Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести".

Мыслители прошлых веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: "Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства . Ведь о нравственной красоте говорят по добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека"

Я.А. Коменский цитировал: "Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает".

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: "Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".

Однако из педагогов-классиков прошлого столетия наиболее полно характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье "О нравственном элементе в воспитании" он писал:

Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания . могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой

Сухомлинский предлагает нравственно развивать школьника через:

1) умение дорожить святынями Отечества, как личностными ценностями своего сознания и сердца;

"Долг перед Отечеством - святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш юный гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинствами своей семьи".

2) богатство духовного мира, интересов и потребностей;

"Человечество уже в седой древности убедилось, что кроме силы физической у человека есть сила духовная — верность своим убеждениям, уверенность в своей правоте, непоколебимость перед трудностями, бесстрашие .".

3) гармония общественного и личностного;

"Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо".

4) потребность человека в человеке;

"Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость горе беду, несчастье . Умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может постигнуть и тебя".

5) чувство человеческого достоинства;

"Есть такая тонкая и нежная, сильная и мужественная, неприкасаемая и несгибаемая вещь - достоинство человеческой личности . Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках. .достойное должно стать самой сущностью твоей духовной культуры, недостойное пусть вызывает у тебя презрение и омерзение".

6) любовь к труду, нравственность трудовых отношений;

"Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить .".

7) открытость.

Он предложил следующие методы нравственного воспитания:

убеждения;

практическое приучение (побуждение к активному проявлению мысли и чувства).

Сухомлинский подчеркивает исключительную важность закалки духовных сил уже в младшем возрасте. "Упустите младший возраст - упустите все".

Важное средство нравственного воспитания — слово.

К. В. Гавриловец и И. И.Казимирская связывают нравственное воспитание с эстетическим:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Субъектный опыт
Субъектный опыт. В исследовании субъектный опыт определяется как опыт, позволяющий студенту обретать возможность ставить себе задачи, выбирая из числа задач, предлагаемых ему окружением, а затем последовательно добиваться их успешного решения. Субъектный опыт есть актуализированный опыт жизнедеятел ...

Образование в России во второй половине XVIII века
Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для ...

Особенности развития детей дошкольного возраста
В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является, в нашем понимании, проявлением проистекающих на данном этапе ...

Категории