Сущность, задачи и основные направления нравственного воспитания

Страница 2

"Возможность воспринимать различные грани бытия эстетически и оценивать мир эстетически — важное условие формирования нравственно устойчивых отношений школьника к действительности, к людям, к труду, к природе, Родине ."

"Одним из действенных механизмов обогащения фундаментальных потребностей растущего человека является органичная взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов воспитания".

К.В.Гавриловец и И.И.Казимирская говорят о том, что "нравственно-эстетическое воспитание призвано сформировать у школьников эстетическое отношение к нравственному в жизнедеятельности человека и общества, раскрыть моральное как прекрасное, аморальное как безобразное".

Они утверждают, что воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с фундаментальными потребностями воспитуемых. К таким потребностям школьников относятся потребности в общении, в самоутверждении, в творчестве. Помогая реализоваться этим насущным потребностям воспитанников, учитель развивает их как субъектов воспитания, создает предпосылки для активного, сознательного, самосовершенствования.

"Факторами, обуславливающими нравственно-эстетическое развитие личности школьника, является:

демократизация отношений между учителем и учащимся;

наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждой;

возрастание удельного веса трудового воспитания в целостном процессе формирования личности школьника;

эстетизация всех аспектов жизнедеятельности школьников".

"нравственно-эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни через содержание учебного материала обогащается представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни, взаимоотношениях людей, формируется идеал прекрасного человека, побуждающий к самосовершенствованию".

Для нравственно-эстетического обогащения детей И.И.Казимирская и К.В.Гавриловец предлагают: "рассказ учителя; беседу; устный журнал; диспут; обсуждение книг, фильмов, спектаклей, документальных очерков; тематические вечера и вечера вопросов и ответов; встречи с замечательными людьми; собрания-характеристики "Товарищи о тебе"; выставки-диспуты, блицвыставки; экскурсии в музеи; кинофестивали короткометражных фильмов о деятелях искусства и других".

Среди нравственных качеств К.В.Гавриловец выделяет особую группу умений: сотрудничества и заботливости. "В эту группу входят: умение бескорыстно делиться с товарищами (предметами, едой, знаниями, умениями), умение настраиваться на переживания другого, умение самостоятельно определить, кто и в какой помощи нуждается; умение брать более трудную долю работы на себя.

Развитие поведенческих навыков обеспечивается:

осознанием детьми значимости приобретаемого навыка для себя и коллектива;

осознанием справедливости, лежащего в основе навыка нравственного требования;

многократным упражнением детей в поведении, навыком которого должен овладеть ребенок".

Роль нравственности в развитии и формировании личности имеет большое значение имеет в системе современного воспитания.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

«История адыхейского народа» Ш.Ногмова
«История адыхейского народа» в концентрированном выраже­нии и в обобщенном виде дает нам представление о возникнове­нии, накоплении и развитии исторических знаний у адыгских народов, начиная с древних времен до XVIII в. Древнему и ранне-средневековому периоду Ногмов уделяет несколько глав. При напи ...

Требования к организации работы учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий
§ Урок должен проводить учитель начальных классов, т.к. он обучен методике преподавания предметов в начальной школе, знает предметный материал и возрастные особенности детей младшего школьного возраста. § Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и м ...

Творческие способности
Как отмечают ряд авторов (Богоявленская Д.Б., Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. и др.) в психологической литературе нет однозначной трактовки творчества. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С.Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальн ...

Категории