Характеристика системы дошкольного образования

Страница 1

В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих элементов.

Система образования.

Образовательные программы, государственные образовательные стандарты

Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и стандарты

Органы управления образованием

1

2

3

Общеобразовательные программы

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и ухода и др.)

Государственное управление образованием: Министерство образования и науки РФ

- формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

-правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

- разработка федерального компонента стандартов;

- разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях и др.

Органы управления образованием субъектов РФ

- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;

- формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

- установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов и др.

Общеобразовательные учреждения (начальная, основная и средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.)

Профессиональные образовательные программы

Учреждения начального профессионального образования (профессиональные училища, профессиональные лицеи, учебно-курсовые комбинаты)

Средние специальные образовательные учреждения (техникум, колледж)

Из приведенной таблицы видно, что дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В следующей таблице представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений (цветом обозначен вид детского сада № 7 «Золотой ключик» города Шарья на 1 сентября 2009 года).

Типы и виды образовательных учреждений

Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ)

Образовательные учреждения ддля детей дошкольного и младшего школьного образования

Детский сад.

Начальная школа – детский сад.

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др.

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Начальная школа – детский сад компенсирующего вида.

Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании)

Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Психолого–педагогический анализ литературы
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отече ...

Психолого-педагогические рекомендации по развитию профессионально-важных качеств воспитателя
1. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми: — обращайтесь по имени; — занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он на стуле, вы на стуле .); Используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельн ...

История развития детских общественных объединений в России и современное состояние детских движений
«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве». Так же создавали ...

Категории