В статье 8 Федерального Закона «Об образовании» дается понятие «система образования» как совокупности взаимодействующих подсистем и элементов:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Рассмотрим данное понятие как совокупность взаимодействующих элементов.
Система образования.
Образовательные программы, государственные образовательные стандарты |
Образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и стандарты |
Органы управления образованием |
1 |
2 |
3 |
Общеобразовательные программы |
Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и ухода и др.) |
Государственное управление образованием: Министерство образования и науки РФ - формирование и осуществление федеральной политики в области образования; -правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции; - разработка федерального компонента стандартов; - разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях и др. Органы управления образованием субъектов РФ - определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; - формирование государственных органов управления образованием и руководство ими; - установление региональных компонентов государственных образовательных стандартов и др. |
Общеобразовательные учреждения (начальная, основная и средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей и др.) | ||
Профессиональные образовательные программы |
Учреждения начального профессионального образования (профессиональные училища, профессиональные лицеи, учебно-курсовые комбинаты) | |
Средние специальные образовательные учреждения (техникум, колледж) |
Из приведенной таблицы видно, что дошкольные образовательные учреждения относятся к категории учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Они могут быть государственными и негосударственными. Около 80 % ДОУ РФ находится в собственности у государства. Оно регулирует разнообразие образовательных услуг и качество образования в них. Такая же ситуация наблюдается относительно функционирования образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В следующей таблице представлено типовое и видовое разнообразие этих учреждений (цветом обозначен вид детского сада № 7 «Золотой ключик» города Шарья на 1 сентября 2009 года).
Типы и виды образовательных учреждений
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) |
Образовательные учреждения ддля детей дошкольного и младшего школьного образования |
Детский сад. |
Начальная школа – детский сад. |
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников. |
Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся: интеллектуального, художественно-эстетического, культурно-оздоровительного и др. |
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. |
Начальная школа – детский сад компенсирующего вида. |
Детский сад присмотра, ухода и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. | |
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании) | |
Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников. |
Статьи по теме:
Развитие графо-картографических умений и навыков
Проведенные исследования позволили выявить, что многие люди испытывают серьезные затруднения, сталкиваясь с задачами о географическом пространстве и пространственных взаимоотношениях, поскольку эти взаимоотношения представляются им раз и навсегда заданными и незыблемыми. Географическое образование, ...
Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы
Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттес ...
Обеспечение качества и условий – задача ДОУ
На выходе из детского сада дети находятся на разном уровне психического и физиологического развития, и это нормально. В связи с этим возникает вопрос: должен ли детский сад стремиться нивелировать эти отличия и путем специальных, так называемых развивающих, программ. Пытаться искусственно ускорить ...