Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

В основе музыкального восприятия лежит сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства .

Слушать музыку – значит не только эмоционально откликаться на нее, но и понимать и переживать музыку, ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно – образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков .

Просто слушание музыки мало что дает, пониманию музыки надо учить. Начинать становление процесса музыкального восприятия у младших школьников следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально – эстетической культуры.

Необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия являются: систематическое педагогическое руководство, эмоциональная открытость педагогов и детей (выражение радости, удивления, восхищения музыкой), интересная форма подачи музыкальных знаний; небольшие объемы музыкальных произведений .

Условно выделяют следующие этапы в организации процесса слушания музыки:

1. Знакомство с музыкальным произведением в форме вступительного слова учителя (необходимо направить внимание учащихся, заинтересовать их, рассказать о композиторе).

2. Исполнение произведения учителем или слушание музыки в грамзаписи (первоначальное прослушивание музыки в полной тишине).

3. Анализ – разбор произведения (восприятие отдельных эпизодов, концентрация внимания учащихся на выразительных средствах, сравнение произведения с другими, уже известными). Трудность этого этапа – в сохранении эмоционального отношения к прослушанному произведению.

4. Повторное прослушивание произведения, для того чтобы его запомнить, обогатить новыми наблюдениями. Восприятие произведения при повторном слушании осуществляется на более высоком уровне, на основе полученного музыкально опыта.

5. Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями (сравнение музыкальных образов).

Следует выделить приемы активизации внимания младших школьников в процессе восприятия музыки:

· прием новизны (учитель заинтересовывает учеников сообщением новой информации);

· прием персонификации (учитель использует предрасположенность детей к сопереживанию);

· прием соучастия (учитель моделирует определенную знакомую детям ситуацию: «Представьте, что вы находитесь в концертном зале…»);

· прием игры голосом (выразительная речь учителя.

Изучая музыкальное искусство, дети знакомятся с культурой, с великими личностями, которые внесли вклад в развитие культуры данного искусства всего мира. Цель таких уроков по музыке – создать благоприятный интеллектуальный фон для развития, формирования у младших школьников эстетических суждений и представлений, культуры и эрудиции.

Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся младших классов полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных подделок. Это особенно относится к музыке. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, радио, телевидение и видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем – широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества .

Эстетический вкус развивается у ребенка начиная с первых опытов общения и познания окружающего. Наиболее интенсивный период его формирования – годы обучения в школе, где он имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, где активно развиваются его художественно-творческие способности. Учитель в учебной или воспитательной работе акцентирует внимание младшего школьника на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Надо сказать, что младший школьник более, чем взрослый, способен непосредственно и эмоционально оценивать все то, что он воспринимает. Выбор у него решается просто: нравится или нет. Постепенно у детей развивается комплекс представлений, характеризующих его личное предпочтение, симпатии. Выбор тех произведений, которые нравятся ребенку более других, является показателем его эстетического вкуса. Эстетический вкус по сравнению с другими показателями эстетического развития младшего школьника является наиболее определенным и педагогически управляемым. Опираясь на знания о художественных или более широких эстетических предпочтениях школьников в настоящее время, учитель всегда имеет возможность показать ученику перспективу совершенствования его вкуса .

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Условия формирования компетентностей
Как видно из предыдущих глав, в современной школе назревает необходимость в применении эффективных методов обучения, которые будут формировать у школьников знания и умения, применимые для решения задач в различных сферах практической деятельности. Непременное условие развития таких знаний и умений ...

Ключевые компетенции учащихся
Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающих ...

Юридические основы деятельности детских объединений в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в н ...

Категории