Дети с ограниченными возможностями здоровья редко имеют полноценную речь. Использование наглядных средств обучения является эффективным способом в развитии речи детей. Педагог становится посредником между ребенком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Правильное обучение и воспитание ребенка требует от педагога высокого профессионального мастерства.
Умственно отсталые дети, как и все дети, проявляют интерес к окружающей действительности, познание, которой осуществляется через слово. Выготский Л.С. отмечал, что ребенок целиком находится во власти вещей, существующих перед ним. Самым эффективным путем познания предметов и явлений учащимся младших классов специальных(коррекционных) школ являются уроки развития речи, на которых используются самые разнообразные средства наглядности.
Психологические исследования, посвященные использованию различных средств наглядности, проведенными Л.В.Занковым, И.М.Соловьевым, Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой и другими показали, что использование наглядных пособий в коррекционной школе 8 вида имеет свою специфику, значительно отличающую его от массовой школы. Умственно отсталые дети больше, чем кто бы то ни было, нуждаются в том, чтобы объяснения педагога сочетанием наглядного материала. Решая задачи образования, воспитания, развития умственно отсталых учащихся, дефектологи разрабатывают, совершенствуют средства, с помощью которых стремятся донести до сознания учащихся все то, что накопило человечество в процессе развития и познания.
Великие педагоги объявили наглядность высшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития ребенка. Ушинский К.Д. придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках в первоначальный период, так как:
стимулирует элементарные умственные процессы; развивает устную речь; способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся, а также дает возможность учителю глубже изучить своих учеников.
Наглядность обучения – одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для учеников источником приобретения и понятия, развития речи и самостоятельности понимания.
Учитель должен четко формулировать учебные задачи предстоящего урока, определить, какие действия для этого должны проделать учащиеся, в соответствии с этими действиями подобрать необходимые учебные средства и наглядные пособия, знать правила использования средств наглядности:
- учитывать роль наглядности в решении учебных задач;
- предусмотреть, какие действия вызовут у учащихся эти наглядные пособия;
- учитывать их роль активизации деятельности учащихся;
- знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте;
- знать особенности содержания учебного материала.
Статьи по теме:
Факторы развития девиации у подростков
Подростковый возраст является возрастом критических периодов роста (12-15 лет) и развития (15-16 лет). Это возраст бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижнего мозгового придатка), особенно его передней доли, гормоны которой стимул ...
Методика проведения работы
Дифференциация была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология» в 11 «А» классе 25 школы. Выполнение данной дипломной работы происходило поэтапно. 1 этап. Изучение источников литературы для знакомства и раскрытия основных понятий и терминов, а также с целью теоретичес ...
Личностно-ориентированный подход к содержанию образования
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского. Так, И.Я. Лернер и М.Н. ...