Роль наглядности в обучении умственно отсталых детей

Дети с ограниченными возможностями здоровья редко имеют полноценную речь. Использование наглядных средств обучения является эффективным способом в развитии речи детей. Педагог становится посредником между ребенком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Правильное обучение и воспитание ребенка требует от педагога высокого профессионального мастерства.

Умственно отсталые дети, как и все дети, проявляют интерес к окружающей действительности, познание, которой осуществляется через слово. Выготский Л.С. отмечал, что ребенок целиком находится во власти вещей, существующих перед ним. Самым эффективным путем познания предметов и явлений учащимся младших классов специальных(коррекционных) школ являются уроки развития речи, на которых используются самые разнообразные средства наглядности.

Психологические исследования, посвященные использованию различных средств наглядности, проведенными Л.В.Занковым, И.М.Соловьевым, Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой и другими показали, что использование наглядных пособий в коррекционной школе 8 вида имеет свою специфику, значительно отличающую его от массовой школы. Умственно отсталые дети больше, чем кто бы то ни было, нуждаются в том, чтобы объяснения педагога сочетанием наглядного материала. Решая задачи образования, воспитания, развития умственно отсталых учащихся, дефектологи разрабатывают, совершенствуют средства, с помощью которых стремятся донести до сознания учащихся все то, что накопило человечество в процессе развития и познания.

Великие педагоги объявили наглядность высшим принципом обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития ребенка. Ушинский К.Д. придавал большое значение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться на уроках в первоначальный период, так как:

стимулирует элементарные умственные процессы; развивает устную речь; способствует лучшему закреплению изучаемого материала в памяти учащихся, а также дает возможность учителю глубже изучить своих учеников.

Наглядность обучения – одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование у учащихся всех форм мышления, служит для учеников источником приобретения и понятия, развития речи и самостоятельности понимания.

Учитель должен четко формулировать учебные задачи предстоящего урока, определить, какие действия для этого должны проделать учащиеся, в соответствии с этими действиями подобрать необходимые учебные средства и наглядные пособия, знать правила использования средств наглядности:

- учитывать роль наглядности в решении учебных задач;

- предусмотреть, какие действия вызовут у учащихся эти наглядные пособия;

- учитывать их роль активизации деятельности учащихся;

- знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте;

- знать особенности содержания учебного материала.

Статьи по теме:

Категория "развитие" и разработка новых педагогических форм
1. Процесс выработки принципиально новых педагогических форм, лишенный фундаментальных философских обоснований, обречён на неудачу. Он никогда не сможет вывести конструкторскую мысль на новую технологическую орбиту. Каким бы гениальным ни было то или иное педагогическое изобретение, оно непременно ...

Задачи, приводящие к понятию определенного интеграла
Определенный интеграл применяется в физических, механических и геометрических задачах. Особое внимание в своей работе я уделяю физическим задачам, которые могут быть использованы для проведения факультативных занятий по теме: ” Определенный интеграл”. Рассмотрим материальную точку, движущуюся под д ...

Многоуровневый подход к контролю, как средству управления качества образования
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на всех субъектов образования подводит к необходимости использования объективной образовательной информации, а контрольно–оценочная деятельность становится одной из важнейших составляющих системы управления качеством образования, охватывающей ...

Категории