Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством

Теория образования » Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста » Анализ и сравнительная характеристика образовательных программ по ознакомлению детей с народным декоративно – прикладным искусством

Страница 1

Социальные, экономические и идеологические изменения, происходящего за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.

В 1989 году Государственным комитетом по народному образованию СССР – была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания». Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление, - но в это, же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Позднее в 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ рекомендованных государственными органами управления образованием.

В настоящее время опубликованы всевозможные программы по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении.

Ряд программ – результат многолетней работы научных и научно – педагогических комплексов. Все эти программы показываю разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

При изучении различных образовательных программ для дошкольного учреждения выделены два вида программ: комплексные и парциальные. Для анализа и сравнения выбраны: комплексные программы «Детство», «Радуга», «Развитие», истоки.

Проведем анализ и сравнительную характеристику программ получивших в разной степени распространение в практике дошкольных учреждений.

Нас интересует определенный аспект анализируемых программ, а именно художественно – творческая деятельность детей.

Программа «Радуга» разработана авторским коллективом сотрудников, лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Работа по программе «Радуга» ведется с 1989 года по закону Минобразования России. Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прошли дошкольные годы, а с другой – необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст. В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований.

Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности.

В программе «Радуга» основу разделов «Изобразительная деятельность» и «Художественный труд» составляет народное искусство. Отличительные особенности в программе «Радуга» в том, что как в никакой другой программе много внимания уделяется знакомству детей с подлинными образцами народного и декоративно – прикладного искусства. В программе «Радуга» подчеркивается значение бережного отношения к результатам деятельности детей, изобразительную деятельность называют продуктивной. Рисование, лепка – это те формы проявления детской активности, в которой дети могут, получит реальный результат, и поставить перед собой цель.

В программе много интересных методических находок, фрагментов организации детской художественной деятельности. Есть методические рекомендации для педагогов и широко распространенные в практике методические пособия. В программе не навязывается определенная методика работы с детьми, даются только рекомендации и это имеет большое значение для работы педагога по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Программа «Детство» во многом созвучна с программой «Радуга» в развитии творческих способностей у детей.

«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многократного развития и воспитания ребенка – дошкольника в разных видах деятельности. В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и составления, готовности его к школьному обучению.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Пояснительная записка. Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Цель: развитие двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Задачи: - развитие объема запоминания движений; - формирование у ...

Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности
Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых способностей педагога. Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обознач ...

Образовательная деятельность студента
Образовательная деятельность дает возможность студенту обретать личностные смыслы и значения образования, накапливать опыт отношения к будущей профессии и отношений в будущей профессии, находясь в условиях образовательного процесса. Становление готовности студента к постоянному саморазвитию и самос ...

Категории