В направлении эстетическое развитие авторы видят необходимость развивать способность изобразительной деятельности, воображение и творчество, формировать личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе творчества.
Художественная декоративная деятельность и ознакомление с народным прикладным искусством представлены в блоках.
Завершает программу разделы посвященные рассмотрению общих условий реализации программы.
Из четырех рассматриваемых комплексных программ получивших разной степени распространение детских учреждений более оригинальными и углубленными в вопросе ознакомления детей с народным декоративно – прикладным искусством и развитием творческих способностей являются программа «Радуга», «Детство» и в меньшей мере «Истоки».
В этих программах образовательные и развивающие задачи имеют свою определенную логику построения, а также методические рекомендации для педагогов и опубликованные и широко распространенные в практике работы методические пособия.
Наряду с вариативными программами существует ряд альтернативных – парциальных программ. Из них наиболее интересна в изучаемом вопросе авторская программа Г.С. Швайко. Программа Швайко оригинальная авторская методика, основанная на глубоком знании особенностей дошкольного возраста, широким использованием игровых методов и приемов, позволяет воспитателю достичь максимальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков развития творческих способностей.
В программу входит комплекс пособий для средней, старшей и подготовительной к школе группы. Всё учебное содержание занятий сгруппировано по циклам.
Интересна и авторская программа С.К. Кожохиной. «Путешествие в мир искусства». Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, содержит подробное описание и рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого-педагогической диагностики, взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр и психотерапевтических техник. Программа предусматривает выделение и формирование трех индивидуально – образовательных маршрутов на основе итогов диагностики:
- I маршрут – предназначен для детей особой психолого–педагогической поддержки и заботы (с трудностями в психологическом развитии);
- II маршрут – для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями;
- III маршрут – для одаренных детей.
Главная задача первого маршрута – создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях. Подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют нормальному психическому развитию личности.
Взаимодействие с детьми II маршрута осуществляется преимущественно на групповых занятиях.
Дети III маршрута обладают высоким интеллектом и способностями в изодеятельности.
На индивидуальных занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты, приобретают возможность неограниченного творчества.
Анализируя эту программу, мы видим, что подход, на котором построена программа – это своего рода педагогический самомониторинг. Благодаря которому, можно установить контакт с любым ребенком и добиться успеха.
Статьи по теме:
Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...
Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...
Педагогический процесс нравственной культуры личности в
социальном пространстве
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовыв ...