Понятие декоративного образа

Страница 1

Дать более четкое определение «декоративного образа» и нет ссылок.

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие ребенка, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства — симметрия и ритм. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется посредством создания красивого интерьера детского сада, групповой комнаты, в оформление которых включают произведения народного творчества. Немаловажное место отводится и занятиям декоративной лепкой. Педагог рассказывает детям о предметах народного искусства, обучает приемам декоративной лепки.( О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».) На занятиях лепкой перед педагогами ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. На занятиях декоративной лепки, одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий. Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей . Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.). Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. В узбекском орнаменте на изразцах и посуде мы видим сочетание геометрических и растительных элементов. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия. Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты. Прежде всего народный мастер в своих работах отражает окружающую жизнь, но делает это, логично соразмеряя объемы. И если композиционные закономерности монументальной или станковой скульптуры ребенку не всегда понятны, то мелкая народная пластика доступна дошкольнику. Она дает пример элементарного ритмичного расположения предметов. Работы дошкольников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм. Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет, может быть рельефным, углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью. Декоративное искусство всегда несет на себе отпечаток условности в передаче формы, цвета, в выполнении элементов узора. В свою очередь это не может не сказаться на умственной деятельности детей. В результате систематической работы ребенок приобретает навыки не только условного решения формы, но и ее орнаментального оформления, например лепит солонку в виде цветка, украшает крылья сказочной птицы, изображает барашка с завитками, причем каждый подходит к этому по-разному. Один делает завиток из маленьких валиков глины, а другой ритмично располагает на форме маленькие диски. Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удаляя лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная им фигурка, он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи педагога, он должен научить ребенка думать над способом изображения. Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета. Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Понимание пластики в скульптуре детьми дошкольного возраста осуществляется очень медленно. Однако уже в старших группах дети начинают понимать красоту и плавность лепной формы. Как уже отмечалось, народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2—3 фигур весьма сложно и доступно только детям старших групп. Ребенка нужно научить понимать связь между предметами и располагать их на подставке. Создавая композицию из нескольких фигурок, он мысленно рассуждает о ее содержании, о тех средствах, которые должны помочь выразительно расположить предметы по отношению друг к другу. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Мы останавливались на этом при характеристике изделий различных народных промыслов. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными. Обогащение детских представлений происходит разными путями, в частности через творческие и дидактические игры. Кроме того, возможно рассматривание иллюстраций в книгах и специально подобранных слайдов. Желательно также водить детей на выставки декоративно-прикладного искусства. Под влиянием народной игрушки деятельность ребенка в области лепки приобретает активный творческий характер. Творческие способности ребенка во время декоративной лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки с них декоративных пластин, блюд и подносов; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера и сюжетную лепку. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия. Показывая детям игрушку, воспитатель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах. Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Допустим, если способ изображения был показан во время лепки козла, то при изображении коня и других животных его показывать не следует. Однако следует поговорить с детьми о том, каким способом они будут пользоваться во время работы. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек, Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью. Декоративная лепка способствует развитию умений работать с глиной, красками и соответствующими инструментами, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки, а в некоторых случаях узор наносится и специальными печатками с сечениями в виде круга, треугольника, квадрата. Следовательно, работа над лепным орнаментом положительно влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Использование информационных технологий в процедуре оценивания
Информационные технологии могут использоваться в процедурах оценивания на различных уровнях — от средства управления информацией об оценках, полученных традиционными способами, до полностью автоматизированных систем контроля качества знаний, включающих в себя диагностический, обобщающий и коррекцио ...

Понятия нормы и аномалии
В человека от природы заложено желание все конкретизировать, но дать определение понятия «норма» довольно сложно, так как признаки, которые должны его формировать, оценочны, трудноуловимы и порой изменчивы. Аристотель в «Нокомаховой этике» характеризовал норму как среднюю величину между избытком и ...

Как решать экспериментальные задачи
Идентификация вещества – сложная задача. Её можно решить только экспериментальным путем. Задачу, которую можно решить, только поставив опыт, называют экспериментальной задачей. Установление состава вещества или смеси веществ относят к экспериментальным задачам. Решение экспериментальных задач – это ...

Категории