Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Теория образования » Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста

В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни.

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира дошкольников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны — неотъемлемая часть наследия культуры; эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги нашему народу. Как всякое большое искусство, оно воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру наших детей, благотворно влияет на формирование человека будущего. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители целостной художественной культуры. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества. Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.

Дошкольный возраст — период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем, в это время интенсивно развиваются познавательные способности ребенка. Дошкольник познает окружающий, предметный мир, а так же события общественной жизни, доступные наблюдению. Психологические исследования Л.А. Венгера показали, что без специального обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным, не создает необходимой основы для общего умственного, сенсорного, эстетического развития, овладении разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Изобразительная деятельность, включающая в себя рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым любимым и интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность, частью которой является лепка, имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. В процессе занятий изобразительной деятельностью у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. О том, что рисование, лепка и занятия другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ф. Фребель и др.)

Сегодня теоретики и практики отмечают, что особое значение в творческом процессе имеет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта, в том числе и пластического. Занятия лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. Создавая пластический образ с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с формой, фактурой, в результате чего развивается мелкая моторика пальцев рук, что способствует развитию речи. Малыши приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.

Техника лепки так проста, что вполне доступна детям даже раннего возраста. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.

Лепку можно также использовать как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Благодаря лепке можно развивать многие психологические процессы, без которых невозможен творческий процесс. Об этом неоднократно говорили известные исследователи детского творчества (Г.Г.Григорьева, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, А.А.Мелик-Пашаев, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Н.Б.Халезова и др.).

В ряде работ (Т.Н.Дороновой, Т.Г.Казаковой, Л.В.Компанцевой, И.А.Лыковой, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, Н.Б.Халезовой и др.), посвященных развитию детского пластического творчества, подчеркивается влияние знаний о явлениях и предметах, умения наблюдать, рассуждать о них на возможность выразить воспринятое средствами изобразительного искусства в творческой деятельности.

Однако на практике проблеме формирования у детей старшего возраста декоративных образов в лепке уделяется до сих пор недостаточное внимание. Возможно, это обусловлено тем, что создание пластического образа – процесс трудоемкий как для взрослого, так и для ребенка. Чтобы изображения были выразительными, необходимо иметь широкий круг знаний о предметах, объектах и явлениях действительности, обладать точностью восприятия, уметь наблюдать, анализировать, фантазировать, обладать терпением, а самое главное знать особенности и традиции декоративной лепки. Ребенок редко обладает всеми этими качествами в полном объеме. Поэтому пластический образ его очень специфичен, условен, обобщен, для его создания ребенок часто комбинирует различные материалы, а именно в ходе работы с глиной или пластилином для достижения выразительности образа на доступном для себя уровне использует дополнительно природный и бросовый материалы. В связи с этим в работе педагога возникает немало трудностей в осуществлении индивидуального подхода к формированию декоративного образа в лепке.

Таким образом, можно сформулировать цель исследования: определить особенности формирования декоративного образа у детей старшего дошкольного возраста в лепке.

Объект исследования: Развитие пластического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

Гипотеза: мы предполагаем, что формирование у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке, будет способствовать развитию у них пластического творчества. Это будет возможно, если:

познакомить детей с традициями и особенностями декоративной лепки;

расширить представления детей о предметах, объектах окружающей действительности;

организовывать различные экскурсии с целью познавательно-эстетического развития и воспитания;

использовать эксперименты с пластическими материалами, выступающими в качестве стимулирующего средства формирования декоративного образа в лепке;

учитывать интересы и эстетические потребности детей.

Задачи:

Дать характеристику понятию «декоративный образ». Теоретически изучить его особенности.

Теоретически обосновать специфику формирования у дошкольников декоративного образа в лепке.

Экспериментально выявить исходного уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

Разработать методику формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

Выявить динамику формирования у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.

Методы исследования:

изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

наблюдение за деятельностью детей;

беседа;

педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов;

количественный и качественный анализ детских работ.

Апробация: основные положения дипломного исследования обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения № 2096

Статьи по теме:

Новый подход к преподаванию изобразительной деятельностью. Новые педагогические технологии
Наша цель – помочь детям «найти себя» выявлять их художественно – изобразительные способности и возможности. Главное – помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазии. На первых порах придя в изостудию дети, осваивая технические приемы, не знали, как лучше выполнить задуманную работу. Наша ...

Средства и методы физического воспитания детей дошкольного возраста
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требований личной и общественной гиг ...

Субъектность как педагогический феномен
Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность студента – основа востребования и использования им научных знаний как методологич ...

Категории