Второй этап экспериментальной работы был направлен на формирование декоративного образа в процессе занятий лепкой.
Задачи:
Разработать и апробировать серию занятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста декоративного образа в лепке.
Выявить педагогические условия развития декоративного творчества.
Для решения обозначенных задач нами была разработана серия занятий, конспекты к которым мы составляли, опираясь на методические разработки Л.В.Куцаковой, И.А.Лыковой.
В процессе проведения формирующего эксперимента мы выявили педагогические условия развития детского декоративного творчества.
Первое условие - учёт опыта детей, который они приобрели.
В группе 17 человека, это дети со средними способностями к лепке, поэтому в построении предстоящих занятий мы исходили из реальных возможностей воспитанников. Сам вид декоративной лепки для детей не новый, но требует от них больше внимательности, аккуратности, старательности, т.к. дети должны помнить особенности лепки дымковских игрушек, должны уметь лепить из глины и разукрашивать игрушку рисунком, характерным для данного вида промысла.
Совместно с воспитателями данной группы был разработан примерный план работы по использованию дымковской игрушки на занятиях лепкой с детьми старшего дошкольного возраста. В каждом месяце мы запланировали по два занятия по дымковской игрушке.
Динамика занятий идёт от простого к сложному, к выбору ребёнком тех или иных вариантов, предполагаемых воспитателем, к внесению ребёнком дополнений, обогащающих содержание рисунка, лепки, и наконец, к работе творческого характера. В каждом цикле занятий предусмотрена совместная деятельность детей, что положительно сказывается на развитии общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения хорошего результата.
Для старшей группы подобранные занятия имеют большое практическое значение. Такого рода занятия, на которых дети работают коллективно, формируют у них навыки самооценки и контроля. Каждая новая программная задача повторяется в занятиях не менее двух раз на разном содержании, что способствует лучшему усвоению материала. Методика направлена не только на эстетическое развитие, но и на развитие мышления. На каждом занятии для выполнения заданий дети используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. На многих занятиях используются игровые приёмы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно – дидактические игры. В конце некоторых занятий используется приём обыгрывания выполненного. Занятия построены так, чтобы вызвать у детей желание рассказывать о своей работе или работе товарища, обосновывать свой выбор, у нас игрушки расписные «Мы - ребята мастеровые, у нас игрушки расписные» и т.д. В данном плане широко используется художественное слово – это стихи, загадки и потешки, которые обогащают словарь дошкольников.
С воспитателями была проведена консультация «Дымковская игрушка, ее история и значение». В книжном уголке мы разместили книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, т.к. его стиль раскрашивания героев сказок, потешек сходен с росписью дымковских игрушек. Мы изготовили книгу –разукрашку по мотивам русских народных потешек и предложили детям разукрасить эту книгу. Для закрепления у детей представления о характере и особенностях дымковской народной глиняной игрушки было проведено открытое занятие с приглашением родителей и воспитателей других групп.
Статьи по теме:
Содержание учебной программы
Существует множество определений «учебной программы», изменявшихся со временем. В более ранних определениях речь шла обо всем познавательном опыте учащегося, а в более поздних прослеживается тенденция ограничиться только организованной учебной деятельностью в рамках школы. В последние годы появилис ...
Обеспечение гигиенических условий образовательного процесса
Администрация училища, преподаватели и мастера производственного обучения, используя здоровьесберегающие образовательные технологии, обращают внимание на следующие факторы. Во-первых, на действие звуковых раздражителей, так как от их воздействия на организм у учащихся возникает головная боль, быстр ...
Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности
Обозначим необходимость и широту общих, но совершенно необходимых способностей педагога. Завоевание и поддержание авторитета педагогом - сложная, кропотливая работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежесекундно, ежечасно, ежедневно. Обознач ...