Особенности использования электронного образовательного ресурса в процессе формирования понятия «имя прилагательное»

Теория образования » Применение электронного образовательного ресурса в процессе формирования понятия "Имя прилагательное" у младших школьников » Особенности использования электронного образовательного ресурса в процессе формирования понятия «имя прилагательное»

Страница 1

Далеко не все учителя блестяще владеют своим предметом, но ЭОР, специальное (образовательное) и универсальное инструментальное ПО могут им в этом помочь, автоматизируя их разнообразную деятельность.

Преподаватель становится субъектом метадеятельности, т.е. деятельности по организации деятельности Другого. Это предполагает развитие педагогических способностей, включающих конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический, оценочный компоненты (Ю. В. Сенько). Перечислим компоненты профессиональной педагогической деятельности для 3-х типов ориентации педагогического процесса по нарастанию степени интеграции с целью повышения эффективности деятельности (с фамилиями их первых исследователей):

1. Традиционные компоненты деятельности педагога:

1) информационный – операции: сбор, анализ и отбор материала в виде данных (разного типа) и знаний (различного уровня), его систематизация, структурирование, обобщение, вывод новых (продукция); обработка и передача информации - Е.И. Лященко, В.М. Монахов, И.В. Роберт, А.И. Щербаков и др.;

2) познавательный (гностический) – обеспечение продуктивности интеллектуально-познавательной активности обучаемых (знание не только своего предмета, но и способов педагогического воздействия, психологических особенностей обучаемых (познавательных процессов, закономерностей развития личности), а также процессов самопознания (собственной личности и деятельности) - Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.В. Сериков, А.И. Щербаков и др.;

3) организаторский – выбор форм обучения и планирование системы мероприятий – Г.Е. Алимухамбетова, В.И. Гинецинский (инсентивный), Н.В. Кузьмина, Е.И. Лященко, В.М. Монахов (управленческий), В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.;

4) конструктивный – планирование использования методов и средств для собственной деятельности педагога и активности учащихся с учетом обучающей, развивающей и воспитательной целей (занятие, цикл занятий, контроль, проект и т.п.) – Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Е.И. Лященко, Г.В. Хорева (компоненты – педагогическая задача – педагогическая цель в заданных условиях «ученик - учебный материал - учитель»), В.И. Гинецинский (презентативный компонент) и др.;

5) коммуникативный – общение и взаимодействие объектов и субъектов педагогического процесса для достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей - Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Е.И. Лященко, Г.В. Хорева, В.М. Монахов и др.

2. Дополнительные к п.1 управленческие компоненты деятельности преподавателя-организатора: целеполагание, прогнозирование, организация мотивирования деятельности обучаемых, контроля; анализ результатов и коррекция (В.И. Гинецинский, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, Г.В. Хорева и др.):

1) прогноз – интуитивное предвидение конечного результата обучения (Б.С.Гершунский, В.М. Монахов, В.А. Сластенин и др.);

2) проектирование – постановка перед обучаемыми конкретных целей и задач обучения, развития и воспитания (Н.В. Кузьмина, В.М. Монахов, В.А. Сластенин, и др.);

3) диагностика – измерение степени усвоения знаний и формирования умений, развития и воспитания учащихся, а также обработка результатов ( В.С.Аванесов, В.П.Беспалько, М.В.Кларин, Г.С.Ковалева, В.Г.Кузнецов, О.Б.Логинова, А.Н.Майоров, В.М. Монахов, В.И.Огорелков, Е.Н. Перевощикова, В.А. Сластенин, В.М.Соколов, А.О.Татур, В.С.Черепанов, М.Б.Челышкова и др.);

4) рефлексия – самоанализ собственных действий, результатов и состояния (Е.И. Лященко, А.К. Маркова, В.М. Монахов, Г.В. Хорева, А.И. Щербаков и др.);

5) коррекция – сопоставление результатов деятельности учащихся и исправление ошибок (В.И. Гинецинский, В.М. Монахов, Е.Н. Перевощикова, В.А. Сластенин, Г.В. Хорева и др).

3. Дополнительно к п.1 и 2 – инновация: выражение творческого потенциала преподавателя с выходом за нормативы путём исследования. Этапы: выявление проблемы учебной деятельности учащихся в новых условиях, ее актуализация; формулировка цели, задач, предмета, объекта, гипотезы; анализ педагогического опыта, отбор и освоение методов педагогического исследования, планирование эксперимента; моделирование; мониторинг путём проведения наблюдения, анкетирования, тестирования, оценивания; обработка результатов, переосмысление, формулировка выводов (В.М. Монахов, А.И. Щербаков и др.); модернизация посредством широкого внедрения новации (В.М. Монахов, В.В. Сериков и др.). Компоненты деятельности преподавателя-методиста:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Причины возникновения дезадаптации детей и подростков
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации и ...

Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта
В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различными нарушениями (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.Л. Зайцева, И.А. Соколянский, С.А. Зыков, М.С. Певзнер, Г.П. Берты ...

Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольного возраста
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развит ...

Категории