Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время средствами музыки

Теория образования » Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки » Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время средствами музыки

Страница 2

а) результатом является информационный обмен;

б) результатом является выработка общего решения (мнения);

в) результатом является общественно-значимый продукт.

Все приведенные классификации форм взаимосвязаны, и в зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций.

В зависимости от степени пригодности тех или иных форм для решения различных воспитательных задач их можно подразделить на общие, универсальные, которые приобретают ту или иную направленность в зависимости от целей и содержания (например, в музыкально-эстетическом воспитании часто используются утренники, конкурсы, викторины), и специальные, отражающие специфику только одного какого-либо направления воспитательной работы и его задач (например, музыкально-эстетическое воспитание). Может быть подход к классификации, учитывающий массовость учащихся: могут быть формы, применяемые только в одном классе, используемые для нескольких классов, в масштабе всей школы.

Например, организуя музыкально-эстетическое воспитание, в каждом классе могут быть проведены беседы о музыке, о выдающихся композиторах, могут быть организованы экскурсии в театр. Сразу в нескольких классах можно провести музыкальные утренники, встречи и т.д. В масштабе всей школы интересным будет проведение музыкальных смотров и фестивалей.

Самые массовые – это межшкольные, городские, районные. Есть формы, где ребята относительно мало активны, их главная деятельность – слушание, смотрение, восприятие, сопереживание, осмысление, размышление. В музыкально-эстетическом воспитании к этим формам можно отнести посещение театров, концертов.

Другие формы требуют активного участия и деятельности самих школьников на разных этапах подготовки мероприятий и их проведения: кружки, олимпиады, конкурсы, тематические вечера, выставки, газеты и т.д. Данные формы внеклассной работы широко используются и в музыкально-эстетическом воспитании (например, кружок хорового пения, музыкальная викторина, музыкальные конкурсы).

Рассмотрим общие формы внеклассной работы.

В школе широко распространена кружковая работа. Кружковая работа создает возможности для более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.

В работе по музыкально-эстетическому воспитанию кружки также получили широкое распространение. Кружки могут носить разные названия: например, кружок «Юные любители музыки», кружок хорового пения и т.д.

Вечера и утренники имеют, прежде всего, познавательную направленность и могут быть посвящены творчеству отдельных композиторов, или на отдельные темы. Часто тема является лишь стимулом к введению детей в определенный круг явлений, облегчая им восприятие .

Большое значение в музыкально-эстетическом воспитании имеют концерты. На первых порах основной задачей концерта является: «заинтересовать детей музыкой и заставить полюбить ее».

Отсюда большой и неизменный успех концертов типа «Сказка в музыке», «Времена года в песнях», «Русские композиторы детям» и т.д. Программы этих концертов отличаются многообразием музыки, построенной по принципу сопоставления контрастных произведений, как по характеру, так и по выразительным средствам.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, фестивали и др. формы состязаний. Эти формы состязания проводятся и в области музыки. Смотры и все виды конкурсов всегда привлекают внимание учащихся младших классов. Проведение смотров и конкурсов начинается с отбора, проводимого по классам, по параллелям, где выявляются свои победители и призеры.

Кроме общих форм, применяемых для решения широкого круга воспитательных задач, есть и формы, более тесно связанные с отдельными направлениями воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Метафора как основное средство сказкотерапии
В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. В современной лингвистико-философской литературе термин "метафора" употребляется в трех значениях: во-первых, метафора - с ...

Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы
Современный учитель понимает, что ученик - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы крушения и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь учителя-наставника. Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека ...

Формирование компетентностей как ключевая задача современной школы
Второй подход охарактеризован в работах крупного отечественного философа образования Б.С. Гершунского, выдвинувшего на первый план необходимость целенаправленного поиска инвариантных общих идей, которые могли бы обеспечить интеграцию стратегических приоритетов образовательной деятельности в едином ...

Категории