Такие измерения могут быть полезны, например, при изучении адаптации новых членов коллектива, отношения к деятельности, эффективности руководства, продуктивности деятельности».
4. Методика «Наши отношения»
Цель данной методики: выявить степень удовлетворённости детей различными сторонами жизни коллектива. Она позволяет выявить уровень взаимопомощи (или ее отсутствие), а так же состояние взаимоотношений и оценить атмосферу в коллективе.
5. Цветовой Тест М. Люшера
«Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Данная методика позволяет выявить степень тревожности и напряжённости, составить общий портрет группы, а так же оценить эмоциональное состояние ребёнка, что может указывать на неблагоприятный климат, сложившийся в коллективе».
6. Цветовой тест отношений (тест А.И. Лутошкина)
«Цветовая сенсорика тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментально-психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера и др.). Во всех этих методах, однако, реакция человека на цветовые стимулы использовалась как индикатор общего аффективного состояния. Цветовой тест отношений отличается от этих методов своеобразным способом извлечения реакций на цветовые стимулы (ассоциативные реакции) и иной постановкой задачи тестового исследования (изучение конкретных отношений личности).
Изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и к себе, отражение как сознательного, так и частично неосознаваемого уровня этих отношений». Позволяет выявить эмоциональную окраску межличностных отношений в коллективе и степень их влияния на общий психологический климат коллектива.
Таким образом, успешная социализация и развитие личности ребёнка, его социально – значимых качеств, во многом зависит от благоприятного психологического климата в детском коллективе. Потому что ребёнок подобен молодому ростку – если почва благодатна, то он потянется к солнцу, вытянет ему на встречу свои ручки – лепестки и станет большим и сильным растением, не боящимся ни ветра, ни зноя, ни дождя. Но если почва бедна, то, не имея достаточно надёжного фундамента под собой, росток зачахнет, завянет, и уже не сможет стать тем растением, которому не страшны любые капризы природы. Благоприятный психологический климат в детском коллективе и есть та самая благодатная почва, благодаря которой ребёнок может успешно пройти социализацию в обществе, самореализоваться и вырасти в сильную и зрелую личность, устойчивую при любых ненастьях.
Детское общественное объединение – это объединение, созданное добровольно детьми и взрослыми для осуществления их социально – творческой деятельности и не ставящее своей основной целью получение прибыли. Детскими признаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов. Наиболее важным принципом детских объединений является добровольность. К основным функциям детских объединений относятся: развивающая, ориентационная, компенсаторная.
Статьи по теме:
Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке
английского языка в старших классах
Характер сотрудничества старшеклассников со взрослым и сверстниками диагностировался с помощью серии субтестов, выполнявшихся на материале пространственных задач: из 4 — 9 разноцветных квадратных фишек надо было составить узор по заданному образцу. Сначала каждый подросток выкладывал три узора возр ...
Личностно-деятельностный подход с позиции педагога
В самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, це ...
Пособие учителю: как сделать успеваемость в классе очень высокой
Данная статья есть выдержка из книги автора «Основы психологии: теория познания…». Современная педагогическая наука совершенно несправедливо игнорирует некоторые положения физиологии высшей нервной деятельности. Оно, вроде бы, понятно: физиологию высшей нервной деятельности игнорирует, в первую оче ...