Методы изучения психологического климата в коллективе детского общественного объединения

Теория образования » Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными объединениями » Методы изучения психологического климата в коллективе детского общественного объединения

Страница 2

При диагностике коллектива необходимо помнить о многоаспектности этого явления.

Изучение социально – психологического климата осуществляется по следующим показателям:

• удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;

• преобладающее настроение;

• взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;

• степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;

• сплоченность, продуктивность совместной деятельности;

• чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;

• защищенность всех членов коллектива.

Примерные методики диагностики социально – психологического климата в коллективе:

1. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера

«Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала (метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств). На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией)» .

2. Метод социометрических измерений Дж. Морено

«Известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено предложил метод социометрии, который эффективно используется в психодиагностике для изучения социально-психологического климата в трудовых и учебных коллективах. Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимодействий в группе. Как метод социометрия представляет собой систему технических средств и процедур для метрического и качественного анализа социально-эмоциональных связей индивидуума с членами той группы, в которой он работает и живет. Совокупность межличностных отношений в группе составляет первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей внутри коллектива так, чтобы снизить напряженность, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых его членов».

3. «Экспресс – методика» по изучению психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.

«Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет

выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе.

В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне понятий «нравится – не нравится≫, ≪приятный – не приятный≫.

При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий ≪желание – нежелание работать в данном коллективе≫, ≪желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга≫. Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная ≪знание – незнание особенностей членов коллектива≫.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Нейролингвистическая точка зрения
Рассматривая проблему с наиболее продуктивной на сегодняшний день нейролингвистической точки зрения, представляется правомерным поставить следующий вопрос: "…что же все-таки является причинным для развития сенсорной афазии - фонематический слух или речевая слуховая агнозия, и могут ли они быть ...

Теории профессионально-важных качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов
Педагогическая профессия относится к профессиям типа " Человек—Человек". Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хороший самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении . способностью мысленно ставить себя на место друг ...

Использование системы творческих упражнений в практике на уроках литературного чтения
В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацие ...

Категории