Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 1

Рассмотрим вопрос об особенностях развития двигательной памяти у дошкольников. М.М.Кольцовой после проведения исследования был сделан вывод о том, что движения являются важным средством, способствующим развитию мозга в целом, а также таких функций как речь и мышление.

Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Т.В.Розанова также указывали на стимулирующее влияние движений пальцев рук на процесс созревания коры головного мозга. Об огромном влиянии развития моторики на развитие речи говорили: И.М.Сеченов, Л.В.Фомина, Н.А.Чевелева, Т.Б.Фомичева, Т.В.Егорова, Г.А.Волкова, А.В.Запорожец.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость. Развитие моторики тесно связано с развитием двигательной памяти. При ее несформированности невозможно выполнить ряд последовательных движений, действий из нескольких этапов, трудно автоматизировать двигательные навыки. Такое состояние определяет и речевое развитие ребенка, что проявляется в трудностях при запоминаниях артикуляционных укладов звуков, кинестетических ощущений. Ребенку трудно выполнить тонкие дифференцированные движения органов артикуляции. Все это ведет к нарушению звукопроизношения. Трудности в процессе письма могут возникнуть как вторичный дефект, а могут и как самостоятельный (недостаточное развитие руки и глаза, мелкой моторики).

Произнесение звуков речи требует координации движений губ, языка, гортани, полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Благодаря двигательной памяти мы можем скоординировать эти движения.

Ряд исследователей (Л.И.Зинченко, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, З.М.Истомина) указывали на то, что память и речь существуют в неразрывном единстве, и нарушение одного ведет за собой нарушение другого. Поэтому нарушение памяти, которое выражается в затруднении запоминания и воспроизведения материала, в различной степени свойственно всем детям с нарушениями речи .

Чаще всего исследования двигательной памяти проводились на взрослых (В.И.Гончаров, М.А.Кузнецов, Е.В.Заика, Е.П.Ильин и др.). В литературе мало сведений об исследованиях двигательной памяти дошкольников.

Российскими учеными А.В.Запорожцем (2002), Гребенщиковой (1952) были проведены исследования, направленные на изучение эффективности запоминания дошкольниками (возраст от 3,5 до 6,5 лет) движений в зависимости от условий предъявления движений: наглядный показ – словесная инструкция. Процент правильного выполнения движений был выше при наглядном показе, чем при вербальном.

И.Г.Диманштейн (1950) изучала выполнение детьми комплекса гимнастических упражнений. Она также обнаружила, что дошкольники лучше справлялись с задачей при наглядном показе, чем при словесной инструкции. Такие же результаты получила и Т.О.Гиневская (1948). Она изучала запоминание движений по прохождению лабиринта детьми. У детей в возрасте от 3 до 7 лет эффективность запоминания и воспроизведения была выше при предъявлении движений наглядно, чем в условиях их словесного описания.

Есть и другие исследования, которые противоречат вышеизложенным. Так, В.В.Чебышева (1958) обнаружила, что движения запоминаются с большим качеством при словесном объяснении. Однако запоминание движений при этом способе предъявления требует больше времени. В исследованиях Т.В.Ендовицкой (1955) и Я.З.Неверович (1952) было показано, что эффективность воспроизведения движений по словесной инструкции оказалось выше, чем при наглядном показе на всех ступенях дошкольного детства.

Более подробное исследование по проблеме двигательной памяти дошкольников провела О.В.Усова (2006). Она исследовала особенности воспроизведения танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от условий их предъявления и хранения в двигательной памяти. Ею была разработана оригинальная процедура исследования двигательной памяти на танцевальные движения с учетом возраста детей. Были выделены 4 условия предъявления комбинации движений и ее воспроизведения с учетом хранения материала в разных видах двигательной памяти: кратковременной, оперативной, долговременной (10 минут, 24 часа). Движения предъявлялись наглядно (невербально) и вербально (по словесной инструкции). В результате исследований была доказана связь между условиями предъявления (визуально – вербально) и хранением движений в памяти. Объем и точность воспроизведения движений оказались выше при вербальном предъявлении, чем при визуальном. Движения воспроизводятся в большем объеме при их хранении в оперативной, чем в кратковременной и долговременной памяти.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Рейтинговая система оценивания
Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия. Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информац ...

Технология свободного труда
Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию. ...

История развития детских общественных объединений в России и современное состояние детских движений
«В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве». Так же создавали ...

Категории