Рассмотрим вопрос об особенностях развития двигательной памяти у дошкольников. М.М.Кольцовой после проведения исследования был сделан вывод о том, что движения являются важным средством, способствующим развитию мозга в целом, а также таких функций как речь и мышление.
Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Т.В.Розанова также указывали на стимулирующее влияние движений пальцев рук на процесс созревания коры головного мозга. Об огромном влиянии развития моторики на развитие речи говорили: И.М.Сеченов, Л.В.Фомина, Н.А.Чевелева, Т.Б.Фомичева, Т.В.Егорова, Г.А.Волкова, А.В.Запорожец.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная неловкость. Развитие моторики тесно связано с развитием двигательной памяти. При ее несформированности невозможно выполнить ряд последовательных движений, действий из нескольких этапов, трудно автоматизировать двигательные навыки. Такое состояние определяет и речевое развитие ребенка, что проявляется в трудностях при запоминаниях артикуляционных укладов звуков, кинестетических ощущений. Ребенку трудно выполнить тонкие дифференцированные движения органов артикуляции. Все это ведет к нарушению звукопроизношения. Трудности в процессе письма могут возникнуть как вторичный дефект, а могут и как самостоятельный (недостаточное развитие руки и глаза, мелкой моторики).
Произнесение звуков речи требует координации движений губ, языка, гортани, полостей рта и носоглотки, дыхательных движений. Благодаря двигательной памяти мы можем скоординировать эти движения.
Ряд исследователей (Л.И.Зинченко, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский, З.М.Истомина) указывали на то, что память и речь существуют в неразрывном единстве, и нарушение одного ведет за собой нарушение другого. Поэтому нарушение памяти, которое выражается в затруднении запоминания и воспроизведения материала, в различной степени свойственно всем детям с нарушениями речи .
Чаще всего исследования двигательной памяти проводились на взрослых (В.И.Гончаров, М.А.Кузнецов, Е.В.Заика, Е.П.Ильин и др.). В литературе мало сведений об исследованиях двигательной памяти дошкольников.
Российскими учеными А.В.Запорожцем (2002), Гребенщиковой (1952) были проведены исследования, направленные на изучение эффективности запоминания дошкольниками (возраст от 3,5 до 6,5 лет) движений в зависимости от условий предъявления движений: наглядный показ – словесная инструкция. Процент правильного выполнения движений был выше при наглядном показе, чем при вербальном.
И.Г.Диманштейн (1950) изучала выполнение детьми комплекса гимнастических упражнений. Она также обнаружила, что дошкольники лучше справлялись с задачей при наглядном показе, чем при словесной инструкции. Такие же результаты получила и Т.О.Гиневская (1948). Она изучала запоминание движений по прохождению лабиринта детьми. У детей в возрасте от 3 до 7 лет эффективность запоминания и воспроизведения была выше при предъявлении движений наглядно, чем в условиях их словесного описания.
Есть и другие исследования, которые противоречат вышеизложенным. Так, В.В.Чебышева (1958) обнаружила, что движения запоминаются с большим качеством при словесном объяснении. Однако запоминание движений при этом способе предъявления требует больше времени. В исследованиях Т.В.Ендовицкой (1955) и Я.З.Неверович (1952) было показано, что эффективность воспроизведения движений по словесной инструкции оказалось выше, чем при наглядном показе на всех ступенях дошкольного детства.
Более подробное исследование по проблеме двигательной памяти дошкольников провела О.В.Усова (2006). Она исследовала особенности воспроизведения танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от условий их предъявления и хранения в двигательной памяти. Ею была разработана оригинальная процедура исследования двигательной памяти на танцевальные движения с учетом возраста детей. Были выделены 4 условия предъявления комбинации движений и ее воспроизведения с учетом хранения материала в разных видах двигательной памяти: кратковременной, оперативной, долговременной (10 минут, 24 часа). Движения предъявлялись наглядно (невербально) и вербально (по словесной инструкции). В результате исследований была доказана связь между условиями предъявления (визуально – вербально) и хранением движений в памяти. Объем и точность воспроизведения движений оказались выше при вербальном предъявлении, чем при визуальном. Движения воспроизводятся в большем объеме при их хранении в оперативной, чем в кратковременной и долговременной памяти.
Статьи по теме:
Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства
речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста
Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, п ...
Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению
уровня развития творческого мышления третьеклассников
Цель: Определение исходного уровня развития творческого мышления и его черт у учащихся 3А и 3Б классов. Задачи этапа: ü отобрать и провести диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3А и 3Б классов; ü проанализировать полученные результа ...
Технология саморазвития
Монтессори Мария (1870-1952) - итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе. Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка к ...