Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

Исследования двигательной памяти у детей с речевыми нарушениями немногочисленны. Чаще всего ее оценка входит в общее исследование моторной сферы. Н.А.Рычкова (1981), исследуя состояние произвольной двигательной деятельности детей дошкольного возраста с невротической формой заикания, оценила и развитие двигательной памяти с помощью запоминания и воспроизведения серии последовательных движений. Было выявлено, что у детей 5-6 лет с невротическим заиканием хорошая двигательная память .

Л.В.Лопатиной (2003) было выявлено, что тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. При воспроизведении движений наблюдалось замедление их темпа, или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинались уже со второго движения, при этом отмечались трудности в быстром переходе от одного двигательного элемента к другому. Выполнение движений дети сопровождали проговариванием. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки было зафиксировано лишь в единичных случаях. После проведения коррекции моторной сферы был улучшен результат состояния двигательной памяти на однопроцентном уровне значимости.

Состояние кратковременной памяти разной модальности (моторная, зрительная, слуховая) у дошкольников со стертой дизартрией и у их сверстников без нарушений речи оценили Л.С.Мучник, В.М.Смирнов (1969). В обеих группах детей подтверждается общая закономерность: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего словесная. По количественным показателям дети со стертой дизартрией воспроизвели в среднем 7,2 движений из 10, здоровые дети – 8,5.

Т.С.Овчинникова (1994) оценивала моторную память старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), заиканием и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Детям предлагалось повторить за воспитателем последовательность из 5 поз через 10 минут после их демонстрации. В среднем дети с ОНР воспроизвели 2,4 движений, дети с заиканием – 3,1, дети с ФФНР – 4. Результаты обследования детей показали, что память страдает в 50% случаев при ОНР, 17% случаев при заикании и в 13% случаев при ФФНР.

Таким образом, двигательная память детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Для них характерен малый объем запоминания по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, при воспроизведении движений отмечается замедление или ускорение темпа, отмечаются трудности при переходе от одного двигательного элемента к другому.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Валеологическое направление учебно-воспитательного процесса
Валеологическое образование и воспитание (от лат. vale - будь здоров) - воспитание у учащихся потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки соответствующего поведения. В основе Валеологического образования и воспитания лежит концепция форм ...

Самооценка младшего школьника
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего повед ...

Общие подходы к изучению мотивации учения в ходе её формирования и к формированию под контролем изучения
Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы. При организации такой работы учителю важно принимать во внимание следующие общие положения: психологическое изучение мотивации и её формирование - это две сторон ...

Категории