Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

Исследования двигательной памяти у детей с речевыми нарушениями немногочисленны. Чаще всего ее оценка входит в общее исследование моторной сферы. Н.А.Рычкова (1981), исследуя состояние произвольной двигательной деятельности детей дошкольного возраста с невротической формой заикания, оценила и развитие двигательной памяти с помощью запоминания и воспроизведения серии последовательных движений. Было выявлено, что у детей 5-6 лет с невротическим заиканием хорошая двигательная память .

Л.В.Лопатиной (2003) было выявлено, что тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. При воспроизведении движений наблюдалось замедление их темпа, или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинались уже со второго движения, при этом отмечались трудности в быстром переходе от одного двигательного элемента к другому. Выполнение движений дети сопровождали проговариванием. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки было зафиксировано лишь в единичных случаях. После проведения коррекции моторной сферы был улучшен результат состояния двигательной памяти на однопроцентном уровне значимости.

Состояние кратковременной памяти разной модальности (моторная, зрительная, слуховая) у дошкольников со стертой дизартрией и у их сверстников без нарушений речи оценили Л.С.Мучник, В.М.Смирнов (1969). В обеих группах детей подтверждается общая закономерность: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего словесная. По количественным показателям дети со стертой дизартрией воспроизвели в среднем 7,2 движений из 10, здоровые дети – 8,5.

Т.С.Овчинникова (1994) оценивала моторную память старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), заиканием и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Детям предлагалось повторить за воспитателем последовательность из 5 поз через 10 минут после их демонстрации. В среднем дети с ОНР воспроизвели 2,4 движений, дети с заиканием – 3,1, дети с ФФНР – 4. Результаты обследования детей показали, что память страдает в 50% случаев при ОНР, 17% случаев при заикании и в 13% случаев при ФФНР.

Таким образом, двигательная память детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Для них характерен малый объем запоминания по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, при воспроизведении движений отмечается замедление или ускорение темпа, отмечаются трудности при переходе от одного двигательного элемента к другому.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Указание на источник взглядов, мыслей, высказываний, выраженное в пересказе
Например: По мнению Д.Л. Иванова, индоссамент выполняет три функции — передаточную (трансферабельную), гарантийную и легитимационную. Оформление текста в подобной ссылке будет тождественно оформлению в предыдущем примере, с той лишь разницей, что перед указанием фамилии автора появляется сокращение ...

Внеурочная форма организации экологического образования младших школьников
Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками, и продолжительность ее выполн ...

Новый статус современного учителя
Какие проблемы и резервы практической реализации направлений НОИ «Наша новая школа», ФГОСов второго поколения уже встают перед учительским корпусом российской школы и видятся преподавателю, работающему на курсах повышения квалификации учителей и администраторов школ? В статье рассматривается одна и ...

Категории