Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Особенности двигательной памяти у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 2

Исследования двигательной памяти у детей с речевыми нарушениями немногочисленны. Чаще всего ее оценка входит в общее исследование моторной сферы. Н.А.Рычкова (1981), исследуя состояние произвольной двигательной деятельности детей дошкольного возраста с невротической формой заикания, оценила и развитие двигательной памяти с помощью запоминания и воспроизведения серии последовательных движений. Было выявлено, что у детей 5-6 лет с невротическим заиканием хорошая двигательная память .

Л.В.Лопатиной (2003) было выявлено, что тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. При воспроизведении движений наблюдалось замедление их темпа, или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинались уже со второго движения, при этом отмечались трудности в быстром переходе от одного двигательного элемента к другому. Выполнение движений дети сопровождали проговариванием. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки было зафиксировано лишь в единичных случаях. После проведения коррекции моторной сферы был улучшен результат состояния двигательной памяти на однопроцентном уровне значимости.

Состояние кратковременной памяти разной модальности (моторная, зрительная, слуховая) у дошкольников со стертой дизартрией и у их сверстников без нарушений речи оценили Л.С.Мучник, В.М.Смирнов (1969). В обеих группах детей подтверждается общая закономерность: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего словесная. По количественным показателям дети со стертой дизартрией воспроизвели в среднем 7,2 движений из 10, здоровые дети – 8,5.

Т.С.Овчинникова (1994) оценивала моторную память старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), заиканием и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР). Детям предлагалось повторить за воспитателем последовательность из 5 поз через 10 минут после их демонстрации. В среднем дети с ОНР воспроизвели 2,4 движений, дети с заиканием – 3,1, дети с ФФНР – 4. Результаты обследования детей показали, что память страдает в 50% случаев при ОНР, 17% случаев при заикании и в 13% случаев при ФФНР.

Таким образом, двигательная память детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеет ряд особенностей. Для них характерен малый объем запоминания по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, при воспроизведении движений отмечается замедление или ускорение темпа, отмечаются трудности при переходе от одного двигательного элемента к другому.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Психологический анализ урока
Для психологического анализа урока я выбрала обычный урок английского языка у 10-А класса. Тип проводимого урока был комбинированный. На этом уроке сочетались контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, опред ...

Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков и комплекс для отработки основных движений и положений губ и языка
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, язык ...

Многоуровневый подход к контролю, как средству управления качества образования
Требование оперативного и целенаправленного воздействия на всех субъектов образования подводит к необходимости использования объективной образовательной информации, а контрольно–оценочная деятельность становится одной из важнейших составляющих системы управления качеством образования, охватывающей ...

Категории