Особенности детей юношеского возраста

Страница 1

Границы юношеского возраста примерно совпадают с обучением детей в 10-11 классах 16-17 лет, но фактическое вступление подростковый возраст может не совпадать с переходом в 10 класс и происходить на год раньше или позже.

Успех учебно-воспитательной работы со школьниками зависит от знания и учета их возрастных психологических особенностей. Юношеский возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений, организации деятельности, руководства со стороны взрослых, в частности учителей.

Юношеский возраст считается более трудным для обучения и воспитания. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью.

Акселерация физического и психического развития детей особенно сказывается в юношеском возрасте. Подростки в последние 20-30 лет развиваются ускоренным темпом, они стали более крупными, высокими, сильными, чем их сверстники 30 лет назад.

В этом возрасте многие зарубежные психологи основополагающим считают проявление подсознательного стремления к самоутверждению.

В юношеском возрасте (по мнению американского психолога Р. Кулена) имеются три основные тенденции: освобождение (эмансипация) от влияния взрослых, приобретение самостоятельности; серьезный подход к проблеме выбора своего жизненного пути, выбора профессии; овладение некоторыми социально – эстетическими нормами.

Физическое развитие старшеклассников. В этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие.

Юношеский период – это период бурного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Особенно интенсивно происходит рост скелета и конечностей в длину, а грудная клетка в развитии отстает. Это вызывает и некоторые психологические проявления: ребенок осознает свою угловатость, стесняется ее, старается замаскировать свою нескладность.

Наблюдается возрастное несоответствие и в развитии сердечно-сосудистой системы. Это часто приводит к головокружениям, сердцебиению, головным болям, слабости, сравнительно быстрой утомляемости и т.д.

Особенности развития сердечно-сосудистой системы, начало интенсивной деятельности желез внутренней секреции (в частности, щитовидной железы) приводят обычно к некоторым скоропроходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Самым важным фактом физического развития в юношеском возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Начало полового созревания в большой степени зависит от климатических и национально-этнографических факторов, а также от особенностей индивидуальной жизни. Большинство мальчиков созревают в половом отношении 15-16 годам, а девочки – к 13-14 годам.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Развитие математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач
На первых занятиях для самостоятельного решения всем детям предлагалась одна и та же задача. После того как дети познакомились с особенностями решения задач каждого вида, методика работы была изменена. На последующих занятиях раздавались индивидуальные карточки, например: Карточка-задание № 1 1. В ...

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся
Учитывая важную роль самовоспитания в развитии и формировании учащихся, учителям и классным руководителям следует активно заниматься его организацией. Содержание и формы работы по организации самовоспитания могут быть самыми разнообразными. Тут многое зависит от того насколько сами учителя компетен ...

Воспитательный дом в Москве
Воспитательный дом в Петербурге (1772 г.) Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год) Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные закрытые учебные з ...

Категории