Немногим более века тому назад побережья некоторых континентов еще только начинали исследоваться людьми и не было уверенности, например, в существовании материка Антарктиды. Мало были изучены географами и внутренние районы Африки, Австралии и Южной Америки. Лишь постепенно были установлены особенности их горных пород, флоры и фауны, разработаны методы измерения высоты тех или иных участков суши над уровнем моря, предложен способ изображения рельефа при помощи горизонталей, описаны типы ландшафтов и выявлена картина распределения населения на земном шаре. Теперь, когда почти все районы Земли нанесены на карты и сфотографированы, когда более или менее точно определена численность населения и составлена примерная опись природных ресурсов, задача географа состоит уже не в том, чтобы открывать новые земли, давать названия горным пикам, составлять описания народностей и государств. Географ теперь обязан понять, каким образом общество может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом народонаселения и все большим развитием хозяйственной деятельности человека.
Во-первых, необходимо отдавать себе отчет в наличии огромного объема информации, которая ежедневно поступает к нам из различных источников. Сравнение современной ситуации с ситуацией двадцатилетней давности приводит к пониманию того, что теперь на сознание учащегося ежедневно обрушивается огромный поток информации. Сведения и факты, беспрерывно поступающие из самых разных частей света, уже не отбираются, не систематизируются и не просеиваются, как было раньше благодаря разделявшему нас расстоянию. Где бы и какие бы события ни происходили, они оказываются в поле зрения средств информации либо потому, что могут иметь серьезные последствия, либо затрагивают большие массы людей или же могут оказать огромное влияние на общественное мнение.
География больше не является простым перечнем фактов и описаний тех или иных регионов на земном шаре. Сейчас она стремится использовать эти факты для решения проблем территориального планирования и тех проблем, которые возникают в связи с перенаселением отдельных районов, экономической отсталостью, ростом городов, преобразованиями в сельском хозяйстве и способах использования земли. В наше время многие события, о которых сообщается в последних известиях, подчас оказываются не очень попятными, если их не рассматривать в географическом или экологическом контекстах.
Некоторые географические аспекты текущих событий тесно связаны с последствиями демографического взрыва, в результате которого отдельные районы оказались "перенасыщенными" людьми, и с проблемой роста городов. Только с учетом названных явлений можно понять такие процессы, как миграция населения и его сосредоточение, уменьшение свободных территорий, конкуренция за землю и природные ресурсы. Все это происходит в "уплотняющемся" мире, в котором благодаря средствам связи к нам приблизились и стали знакомыми самые отдаленные уголки Земли.
Достаточно взять две такие проблемы, как проблема размещения хозяйственной деятельности и проблема качества среды, чтобы показать, что большинство явлений взаимосвязаны и взаимозависимы. Органическое единство мира, к осознанию которого пришел еще Александр Гумбольдт, автор "Космоса", постепенно открывается современному человеку, хотя и иными средствами и в ином масштабе. Развитие с пятидесятых годов нашего столетия так называемой новой географии, вообще эволюция географии как науки ознаменованы поиском теории, становлением дедуктивных методов, использованием количественных методов и ориентацией на решение практических задач. Эти изменения часто называют революцией идей в географии, в результате которой место традиционного описательного и энциклопедического предмета, уже не отвечающего современным требованиям, должна занять новая дисциплина. В результате в международном сообществе географов, как среди ученых, так и среди преподавателей, наметился глубокий раскол. Традиционалисты противостоят новаторам; те, кто отдает предпочтение качественным исследованиям, стоят в оппозиции к тем, кто занимается количественными исследованиями. В действительности же развитие географии шло тем же путем, что и развитие большинства общественных наук, то есть путем изменения ее методологии и смены задач.
Статьи по теме:
Распределение материала темы на подтемы и уроки
При распределении необходимо учитывать следующие требования: - определенность и законченность содержания учебного материала каждой темы; - четкость и конкретность целей урока; - равномерность нагрузки учащихся на уроках; - взаимосвязь уроков, их логическая последовательность. Проанализировать содер ...
Характеристика музыкально-театрализованной деятельности как средства
речевого развития при дизартрии у детей с ДЦПдошкольного возраста
Для детей с дизартрией, имеющих выраженные нарушения опорно-двигательного аппарата, в нашей стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям. Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, п ...
Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива
10-А класс насчитывает 29 человек. В классе 14 мальчиков и 15 девочек. Класс не переформировывался. Дети учились вместе с первого класса, что несомненно повлияло на атмосферу, которая царит в классе. Ребята очень дружны между собой. Они свободно общаются друг с другом. Успеваемость класса хорошая. ...