У детей с недоразвитием интеллекта представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов. Особенности восприятия и ощущения умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психического развития.
Одно из фундаментальных исследований, обнаруживших замедленный темп зрительного восприятия у умственно отсталых детей, было осуществлено К.И. Вересотской. Её исследования доказали, что темп зрительного восприятия у умственно отсталых детей замедлен. Другие виды восприятия также замедляются в развитии. Соловьёв И.М. подтвердил эту точку зрения в своей работе "Восприятие действительности умственно отсталыми детьми”. Он свидетельствовал, что у умственно отсталых первоклассников процесс восприятия протекает значительно медленнее, чем у нормальных школьников.
Умственно отсталые первоклассники обладают иными возможностями обозрения действительности, чем нормальные: медленность восприятия снижает ясность восприятия предметов скользящим взором, узость восприятия при остановке взора мешает одновременному восприятию значительной группы объектов.
Следует отметить, что среди учащихся с интеллектуальным недоразвитием особенно часто встречаются дети с аномалиями или болезненными повреждениями органов зрения. Как правило, в этих случаях наблюдается снижение зрения. Однако надо иметь в виду, что зрение всех школьников-олигофренов, в том числе и учащихся, глаза которых не имеют никаких аномалий или повреждений, значительно отличается от зрения нормальных детей.
Многопредметный участок действительности оказывается в восприятии умственно отсталого ребенка до некоторой степени как бы "мало предметным”.
Восприятие объектов без различий и светотени или без тонких различий в окраске, без различия деталей или с расплывшимися нечёткими деталями возникает у умственно отсталых и при тех условиях, когда нормальный школьник воспринимает объект уже вполне дифференцированно.
Все указанные недостатки и особенности ощущений и восприятия сглаживаются и компенсируются в процессе обучения и воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием в специальной школе.
Статьи по теме:
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович — академик РАО, известный советский и грузинский педагог — ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педа ...
Приемы, способствующие формированию нравственных ценностей
при знакомстве с произведениями В.А. Осеевой во внеклассной работе
Как было отмечено в параграфе 1.2., работа с произведениями В.Осеевой в начальной школе может быть эффективным средством формирования нравственных ценностей. Большими возможностями для использования произведений В. Осеевой с целью формирования у младших школьников нравственных ценностей обладает вн ...
Методика и ход проведения исследования
Для изучения мотивационной сферы старших подростков было проведено исследование, которое проводилось на базе школы № 1 п.г.т. Ижморского в следующих классах. класс 9"А" - 22 человека; класс 9"Б" - 24 человека. Цель исследования: провести анализ мотивационной сферы у учащихся шко ...