Запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с природой, с представлениями о духе-хозяине земли

Теория образования » Чукотские заповеди как средство воспитания » Запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с природой, с представлениями о духе-хозяине земли

1. Придя в тундру, лес, не забудь сделать подарок-угощение духу-хозяину местности.

2. Землю ножом трогать – хозяин земли заболеет.

3. Без надобности нельзя траву, куст рубить, ломать, щипать.

4. Когда река вскрывается, освобождается ото льда – плесни в воду молока, чтобы лето было хорошим. (Так же и кормят кусочками мяса хозяина Анадырского лимана, чтобы улов рыбы был и чтобы всё было благополучно).

5. Бродя по тундре, изредка подавай голос или пой – плохой зверь к голосу не подойдёт.

6. Отправляясь в тундру, берите с собой верёвку, аркан – вдруг встретится бурый медведь (один конец бросьте в его сторону и шевелите медленно. Он подумает, что это ползёт червь, испугается и уйдёт).

7. Вечером дома или на улице нельзя громко смеяться, кричать – злого духа вытянете.

8. Нельзя из ручья пить наклоняясь – злой дух потянет. После питья бросьте в воду травинку.

9. Нельзя бранить ветер, дождь, грозу – большой грех.

10. Нельзя на землю ронять слёзы – кто-нибудь из родных умрёт.

11. Нельзя злиться, если много комаров – их будет ещё больше.

12. Цветок в тундре можно было понюхать, полюбоваться им, прикоснуться руками, но нельзя срывать – это не еда.

13. Все стоянки яранг перед кочёвкой женщины тщательно убирали, всё ненужное сжигали. Несгораемое зарывалось в землю, чтоб олени не поранили ноги и чтобы зловредный дух не заметил следов ушедших со стоянки людей и не устремился за ними в погоню.

14. Лишней зелени, съедобных кореньев не брали, чтобы не нести ущерб природе.

15. Когда ночуешь в тундре во время езды на оленей или собачьей упряжке 1 тины (погонялка оленей) или снеговыбивалку-тивычгын ставят поперёк дороги, заграждая таким образом себя от злых духов, а возле нарты втыкают в снег тывичгын для защиты от злых духов.

16. Лунное затмение – это лунные духи закрывают её. «Вошедшая» луна в ярангу кричит: «Нижние люди, помогите!» Все люди выходят на улицу и говорят «Ээй, мы поможем тебе». Затем задабривают духа луны кусочками мяса или забивают собаку.

17. Перевёрнутый месяц плохую весть несёт. Люди говорят: «Ой, почему месяц такой? Оо, у нас всё нормально, все здоровы» - и задабривают месяц.

18. Нельзя мочиться в сторону реки.

19. Не ходите одни на берег моря, а то пук’ынчи – дух придёт.

20. Поздно вечером не торопись встречать показавшуюся упряжку или путника – возможно, это души умерших показались.

Статьи по теме:

Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: – владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; – вносят личный вклад в повышение качества образования на основе сов ...

Технология свободного труда
Френе Селестен (1896-1966) - виднейший французский педагог и мыслитель, сельский учитель из местечка Ване. Включившись в начале XX века в движение за новое воспитание, он создал и до конца жизни руководил экспериментальной сельской начальной школой, где и реализовал свою альтернативную технологию. ...

Основные направления социально-педагогической коррекции девиантного поведения подростков
Одним из самых деликатных направлений в педагогической науке и образовательной практике является область коррекционной педагогики. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейши ...

Категории