Образ жизни коренных народов Севера традиционно основывался на осознании единства и неразрывной связи человека и природы, разумного потребления ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. Экстремальные условия жизни научили коренное население не только выживать, но и жить по строгим законам природы, уважать её.
Вся чукотская педагогика направлена на воспитание такого человека, который мог бы жить в полном согласии с природой. Один из её важнейших принципов, как издавна здесь известно, выглядит так: «Люди должны жить в мире между собой и с природой». Отношение к природе было всегда у оленных чукчей предельно бережным, экономным, строго рационалистичным.
В настоящее время считается актуальным изучение средств и методов воспитания детей оленных и приморских чукчей и эскимосов. Одним из эффективных методов воспитания были заповеди. Это своеобразные правила, приучающие ребёнка к внимательности, бережливости, порядку, чистоплотности, уважению к людям, чувству ответственности и стыда.
По словарю Ожегова заповедь – это:
1) правила, положения, служащие руководящим указанием для чего-либо;
2) изречения, содержащие религиозно-нравственные предписания.
Воспитывают не только люди, но посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. Как сказал русский педагог А.С. Макаренко: «…начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы – всё подчинено задачам воспитания детей».
Чукотские заповеди как раз и связаны с предметами окружающей среды: с отношениями между людьми, людьми и животными, с природой, с верованиями народа, традициями и обычаями.
Цель работы – раскрыть содержание и воспитательные функции чукотских заповедей на основе собранного материала.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Собрать информацию о чукотских заповедях.
3. Раскрыть содержание чукотских заповедей.
4. Классифицировать заповеди по тематике.
5. Раскрыть воспитательный потенциал заповедей, запретов-оберегов и примет-суеверий.
Статьи по теме:
Дидактические игры, как средство развития интегративных качеств детей дошкольного
возраста
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер) показал, что дошкольника привлекает сфера социальной жизни: она становится основным содержанием детских игр, разговоров, интересов. Именно этот аспект и стал объектом нашего интереса. Исследование, направленное ...
Актуальность и условия гуманитарного ориентированного образования
Выработка новых направлений в развитии общей философии образования, в формировании концептуальных основ образования и воспитания невозможны без определения новой, современной парадигмы мировоззрения, которая и должна быть заложена в качестве осевой линии всей системы народного образования и просвещ ...
Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника
Оценивая знания учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д. Можно выделить 3 ...