Образ жизни коренных народов Севера традиционно основывался на осознании единства и неразрывной связи человека и природы, разумного потребления ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. Экстремальные условия жизни научили коренное население не только выживать, но и жить по строгим законам природы, уважать её.
Вся чукотская педагогика направлена на воспитание такого человека, который мог бы жить в полном согласии с природой. Один из её важнейших принципов, как издавна здесь известно, выглядит так: «Люди должны жить в мире между собой и с природой». Отношение к природе было всегда у оленных чукчей предельно бережным, экономным, строго рационалистичным.
В настоящее время считается актуальным изучение средств и методов воспитания детей оленных и приморских чукчей и эскимосов. Одним из эффективных методов воспитания были заповеди. Это своеобразные правила, приучающие ребёнка к внимательности, бережливости, порядку, чистоплотности, уважению к людям, чувству ответственности и стыда.
По словарю Ожегова заповедь – это:
1) правила, положения, служащие руководящим указанием для чего-либо;
2) изречения, содержащие религиозно-нравственные предписания.
Воспитывают не только люди, но посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. Как сказал русский педагог А.С. Макаренко: «…начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы – всё подчинено задачам воспитания детей».
Чукотские заповеди как раз и связаны с предметами окружающей среды: с отношениями между людьми, людьми и животными, с природой, с верованиями народа, традициями и обычаями.
Цель работы – раскрыть содержание и воспитательные функции чукотских заповедей на основе собранного материала.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Собрать информацию о чукотских заповедях.
3. Раскрыть содержание чукотских заповедей.
4. Классифицировать заповеди по тематике.
5. Раскрыть воспитательный потенциал заповедей, запретов-оберегов и примет-суеверий.
Статьи по теме:
История развития станции юных натуралистов в городе Шадринске
Первый кружок юных натуралистов в г. Шадринске был организован в Доме пионеров и школьников, открытый 5 декабря 1934 года. Руководителем кружка был назначен Юрий Петрович Аргентовский, геолог по профессии, всесторонне одаренный человек, влюбленный в природу и музыку. Под его руководством была обору ...
Формы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистически ...
Новый подход к преподаванию изобразительной деятельностью. Новые
педагогические технологии
Наша цель – помочь детям «найти себя» выявлять их художественно – изобразительные способности и возможности. Главное – помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазии. На первых порах придя в изостудию дети, осваивая технические приемы, не знали, как лучше выполнить задуманную работу. Наша ...