Образ жизни коренных народов Севера традиционно основывался на осознании единства и неразрывной связи человека и природы, разумного потребления ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. Экстремальные условия жизни научили коренное население не только выживать, но и жить по строгим законам природы, уважать её.
Вся чукотская педагогика направлена на воспитание такого человека, который мог бы жить в полном согласии с природой. Один из её важнейших принципов, как издавна здесь известно, выглядит так: «Люди должны жить в мире между собой и с природой». Отношение к природе было всегда у оленных чукчей предельно бережным, экономным, строго рационалистичным.
В настоящее время считается актуальным изучение средств и методов воспитания детей оленных и приморских чукчей и эскимосов. Одним из эффективных методов воспитания были заповеди. Это своеобразные правила, приучающие ребёнка к внимательности, бережливости, порядку, чистоплотности, уважению к людям, чувству ответственности и стыда.
По словарю Ожегова заповедь – это:
1) правила, положения, служащие руководящим указанием для чего-либо;
2) изречения, содержащие религиозно-нравственные предписания.
Воспитывают не только люди, но посредством людей вся окружающая действительность, включая вещи, предметы. Как сказал русский педагог А.С. Макаренко: «…начиная от солнца и сердца человеческого и кончая песчинкой и каплей росы – всё подчинено задачам воспитания детей».
Чукотские заповеди как раз и связаны с предметами окружающей среды: с отношениями между людьми, людьми и животными, с природой, с верованиями народа, традициями и обычаями.
Цель работы – раскрыть содержание и воспитательные функции чукотских заповедей на основе собранного материала.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Собрать информацию о чукотских заповедях.
3. Раскрыть содержание чукотских заповедей.
4. Классифицировать заповеди по тематике.
5. Раскрыть воспитательный потенциал заповедей, запретов-оберегов и примет-суеверий.
Статьи по теме:
Научно-практические конференции и педагогические чтения
Опыт многих лет показывает, что деятельность школьных методических объединений помогает выявить, обобщить, систематизировать и распространить опыт лучших учителей. Нередко материалы, подготовленные для выступлений на заседаниях внутришкольных методических объединений, после обсуждения и доработки р ...
Своеобразие восприятия сказочных персонажей художественной литературы
дошкольниками с нарушением интеллекта
В программе воспитания в специализированном детском саду предусмотрено знакомство детей с художественной литературой. Им рассказывают и читают народные сказки и потешки, детские произведения отечественных и зарубежных писателей. Знакомство аномальных детей с художественной литературой является мощн ...
Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия, как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Идея программированного обучения была предложена в 50-х гг. ХХ в. американским психологом Б. Скиннером для повышения эф ...