1. Всё живое, шевелящееся, даже насекомое никогда не мучай – они проклянут тебя.
2. Нельзя про медведя плохо говорить – услышит, придёт и человек пострадает. (Чукчи бурого медведя называют: тумгык’эй(дружок), ылвылю (дикий), увъэлы (тёмный) и как можно реже – кэйн’ын (бурый медведь)).
3. Раненого зверя всегда добивали, чтобы прекратить его мучения.
4. Не убивали дикого худого оленя.
5. Рыбы, животных добывали лишь столько, чтобы хватило на долгую зиму.
6. Запрещалось детям разрушать мышиные норки, ибо у мышей, согласно верованиям, были семьи, родственники и покровители-духи. Обидишь – отомстят. То же самое – и птичьи гнёзда.
7. Около норок леммингов можно взять только половину сладких корешков пэлкумрэт (корень высокой травы, растущей на болотистых местах). Эти вкусные, сладкие корешки лемминги складывают в кучки возле своих норок. Берёшь корешки, взамен положи кусочек еды, что берёшь с собой.
8. Увидишь птичье гнездо с яйцами – не трогай руками, а то мать бросит их.
9. Нельзя домой приносить яйца, которые не употребляются в пищу. Если же собираешь яйца, то бери из гнезда только половину из них, 2 – 3 яйца оставляй в гнезде.
10. Запрещалось охотиться на тюленей, греющихся на солнце.
11. Охотиться на моржей только на море.
12. Когда нерпа зевнёт в тот момент, когда подкрадывается к ней охотник – плохая весть.
13. Весной, пока евражки не выйдут из нор, нельзя собирать траву на стельки для торбасов.
14. Весной, пока не прилетели чайки, нельзя топить жир.
15. Нельзя убивать нерпу, ловить рыбу без надобности, иначе при необходимости тебе не будет вести на охоте.
16. Птенца, лисицу с неважною, летнею шкурою отпускали.
17. Нельзя убивать маленького чёрного паучка-кургык’эй - он несёт добро, жизнь.
18. Жука (самку)-тык’ин’эвыт всегда убивают, потому что она создала болезни, смерть. Из всех ползучих убивают только её.
19. Зелёная птичка летом залетит в ярангу, закрывают двери, ловят её и убивают, потому что она приносит недобрую весть – кто-то умрёт.
20. Песцы или куропатки осенью без конца кричат – плохая весть, кто-то умрёт.
21. Лебедь будто сильно смеётся – тоже недобрая весть. Это они смеются перед тем, кто умрёт.
22. Вороны, летая, будто стонут, тоже плохо.
23. Не смотри долго на улетающих птиц – это тоже плохо. Давно говорят, одного долго смотрящего потянули птицы за собой – умер.
Статьи по теме:
Причины возникновения дезадаптации детей и подростков
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация детей и подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации и ...
Общая характеристика математики Л.Г. Петерсон
Курс математики Л.Г. Петерсон ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому математические знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности. Реализация этой цели требует выполнения таких задач: ...
Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие хара ...