Заповеди, запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с дикими животными и птицами

Теория образования » Чукотские заповеди как средство воспитания » Заповеди, запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с дикими животными и птицами

1. Всё живое, шевелящееся, даже насекомое никогда не мучай – они проклянут тебя.

2. Нельзя про медведя плохо говорить – услышит, придёт и человек пострадает. (Чукчи бурого медведя называют: тумгык’эй(дружок), ылвылю (дикий), увъэлы (тёмный) и как можно реже – кэйн’ын (бурый медведь)).

3. Раненого зверя всегда добивали, чтобы прекратить его мучения.

4. Не убивали дикого худого оленя.

5. Рыбы, животных добывали лишь столько, чтобы хватило на долгую зиму.

6. Запрещалось детям разрушать мышиные норки, ибо у мышей, согласно верованиям, были семьи, родственники и покровители-духи. Обидишь – отомстят. То же самое – и птичьи гнёзда.

7. Около норок леммингов можно взять только половину сладких корешков пэлкумрэт (корень высокой травы, растущей на болотистых местах). Эти вкусные, сладкие корешки лемминги складывают в кучки возле своих норок. Берёшь корешки, взамен положи кусочек еды, что берёшь с собой.

8. Увидишь птичье гнездо с яйцами – не трогай руками, а то мать бросит их.

9. Нельзя домой приносить яйца, которые не употребляются в пищу. Если же собираешь яйца, то бери из гнезда только половину из них, 2 – 3 яйца оставляй в гнезде.

10. Запрещалось охотиться на тюленей, греющихся на солнце.

11. Охотиться на моржей только на море.

12. Когда нерпа зевнёт в тот момент, когда подкрадывается к ней охотник – плохая весть.

13. Весной, пока евражки не выйдут из нор, нельзя собирать траву на стельки для торбасов.

14. Весной, пока не прилетели чайки, нельзя топить жир.

15. Нельзя убивать нерпу, ловить рыбу без надобности, иначе при необходимости тебе не будет вести на охоте.

16. Птенца, лисицу с неважною, летнею шкурою отпускали.

17. Нельзя убивать маленького чёрного паучка-кургык’эй - он несёт добро, жизнь.

18. Жука (самку)-тык’ин’эвыт всегда убивают, потому что она создала болезни, смерть. Из всех ползучих убивают только её.

19. Зелёная птичка летом залетит в ярангу, закрывают двери, ловят её и убивают, потому что она приносит недобрую весть – кто-то умрёт.

20. Песцы или куропатки осенью без конца кричат – плохая весть, кто-то умрёт.

21. Лебедь будто сильно смеётся – тоже недобрая весть. Это они смеются перед тем, кто умрёт.

22. Вороны, летая, будто стонут, тоже плохо.

23. Не смотри долго на улетающих птиц – это тоже плохо. Давно говорят, одного долго смотрящего потянули птицы за собой – умер.

Статьи по теме:

Распределение материала темы на подтемы и уроки
При распределении необходимо учитывать следующие требования: - определенность и законченность содержания учебного материала каждой темы; - четкость и конкретность целей урока; - равномерность нагрузки учащихся на уроках; - взаимосвязь уроков, их логическая последовательность. Проанализировать содер ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных ценностей у учащихся 2 класса во внеклассной работе
Контрольный этап опытно-экспериментальной работы проводился с целью повторного выявления уровня сформированности нравственных ценностей после проведения внеклассных мероприятий. У учащихся диагностировалась сформированность тех же ценностей, что и в начале опытно-экспериментальной работы: доброта, ...

Внеклассная форма организации экологического образования младших школьников
Внеклассная работа является основной формой работы по формированию экологического мировоззрения учащихся, предполагает закрепление полученных знаний на уроках, расширение кругозора детей по изучаемой проблеме, формирует основы практической деятельности. По своему содержанию, форме организации, мето ...

Категории