Цель – выявить эффективность педагогических условий формирования интеллектуальных умений учащихся УНПО.
Задачи:
Определить уровень интеллектуальных умений учащихся;
Реализовать педагогические условия формирования интеллектуальных умений и описать полученные результаты.
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляются личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в обучении. Все это формирует у учащихся качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
Самостоятельная работа учащихся предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость самостоятельной работы учащихся выходит далеко за рамки отдельного предмета.
Самостоятельная работа способствует:
углублению и расширению знаний;
формированию интереса к познавательной деятельности;
овладению приемами процесса познания;
развитию познавательных способностей.
Именно поэтому самостоятельная работа становится главным резервом повышения эффективности подготовки специалистов.
Поскольку самостоятельная работа – важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание учащихся на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., с тем, что бы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе учащихся. Первостепенное значение имеет и сознательность в обучении.
Сознательность выполнения самостоятельной работы учащихся обеспечивают следующие характеристики:
методологическая осмысленность материала, отбираемого для самостоятельной работы;
сложность заданий должна быть посильной для выполнения учащимися;
последовательность подачи материала с учетом логики предмета и психологии усвоения;
дозировка материала для самостоятельной работы, соответствующая учебным возможностям учащихся;
деятельностная ориентация самостоятельной работы.
Статьи по теме:
Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания
Рациональное постижение знаний - это лишь одно из определений его логического движения, поскольку, если же взять движение мысли в целом, то предмет участвует в нём не только как понятие, но и как предмет понимания (ВС. Библер). Подчёркивая исторический характер понимания, В. Дильтей писал, что куль ...
Качество основных видов деятельности
С 1999 года в детском саду реализуется комплексная программа «Радуга» Т.Н. Дороновой. Программа направлена на создание условий для эффективного развития ребёнка; ориентирована на детский сад, где ребёнок получает возможности широкого эмоционально-практического, самостоятельного контакта со сверстни ...
Самоанализ урока технологии Тема
урока: Строгание древесины
Цель урока: «Изучить с учащимися инструменты для строгания; научить приемам строгания. Способствовать развитию интеллектуальных качеств личности, формированию умений и навыков работы с инструментом. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических качеств личности». Считаю, что ком ...