Цель, задачи, методы опытно-поисковой работы

Страница 2

Говоря об индивидуализации обучения, а следовательно, разработке индивидуальных заданий для самостоятельной работы учащихся, нужно исходить из разнообразия интеллектуальных качеств людей. Одни предпочитают индивидуальную работу, другие – коллективную. При выполнении самостоятельной работы учащихся нужно также помогать учащимся преодолевать недостатки характера.

Аудиторные занятия следует проводить так, что бы обеспечить безусловное выполнение некоторого минимума самостоятельной работы всеми учащимися и предусмотреть усложненные задания для учащихся, подготовленных лучше;

Необходим регулярный контроль успешности выполнения самостоятельной работы учащихся и индивидуальные консультации преподавателя. Здесь принципиальное значение имеет личное педагогическое общение преподавателя с учащимся;

Для успешности самостоятельной работы учащихся необходимы четкие методические указания по ее выполнению. В начале семестра преподаватель на первом же занятии должен ознакомить учащихся с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля и самоконтроля самостоятельной работы учащихся. Графики самостоятельной работы учащихся необходимы на младших курсах, на старших – учащихся нужно приучить к самостоятельному планированию собственной работы;

Пакет домашних заданий к практическим занятиям по любой дисциплине должен содержать: все типы задач, методами решения которых учащийся должен овладеть для успешного прохождения контроля; перечень понятий, фактов, законов и методов, знание которых необходимо для овладения планируемыми умениями, с указанием того, что нужно знать наизусть;

Пакет заданий целесообразно выдавать в начале семестра, оговаривая предельные сроки сдачи;

При изучении любой дисциплины желательно проводить «входной контроль». Такой контроль поможет выявить и устранить пробелы в знаниях;

Задания для самостоятельной работы учащихся могут содержать две части – обязательную и факультативную, рассчитанную на более продвинутых по данной дисциплине учащихся, выполнение которых учитывается при итоговом контроле;

На практических занятиях легко выявить учащихся, успешно и быстро справляющихся с заданиями. Им можно давать усложненные индивидуальные задания, предложить участие в НИРС и консультации более слабых учащихся, проводя с «консультантами» дополнительные занятия.

Контроль стимулирует обучение и влияет на поведение учащихся. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

диагностическая функция. Контроль – это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения учащихся;

обучающая функция контроля состоит в активизации работы по усвоению учебного материала;

воспитательная функция. Наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция: высказываются различные суждения, задаются вопросы, обсуждаются ошибки, но вместе с тем семинар выполняет диагностическую и воспитывающую функции. Зачеты, экзамены, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Усвоение новых слов и их значений
Слово – основная значащая единица языка. Словами обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, выражаются чувства и намерения. Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. Нельзя забывать и того, что большинство слов имеют по нескольку значений (например, свежая газета ...

Запреты-обереги, приметы-суеверия, связанные с домашним очагом
1. Из своего дома нельзя давать огонь в другой дом – грех. Собственные домашние духи от обиды оставят вас (огонь, разжигаемый деревянным огнивом считается семейным охранителем, поэтому семьи охраняют свой огонь от всякого соединения с чужим огнём. Обмен предметами домашнего хозяйства, употребление ...

Содержание формы и методы формирования эстетических знаний и умений у младших школьников в процессе изучения технологии обработки природных материалов
Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания развития личности ребенка. В процессе занятий на уроках труда у учащихся развиваются внимание, наблюдательность, пространственные представления, воображение сообразительность, фантазия, творчество. Особое внимание необходимо уделить воспита ...

Категории