1. Во время еды нельзя петь, громко говорить или смеяться, иначе к'эмэн'ы (деревянное блюдо) встанет, будет танцевать, вывалит всё содержимое на тебя, и будет бить по голове.
2. Нельзя выбрасывать обглоданные, очищенные от мяса кости, нужно сжигать рёбра, остальные кости дробят, варят и получают масло.
3. Вымытую посуду (кастрюли, миски, деревянное блюдо) нужно обязательно переворачивать вверх дном, иначе кэльэт (духи) испачкают их.
4. Если осталось мясо в кастрюле, то обязательно закрой её крышкой или дощечкой, иначе духи будут есть мясо. То же самое – вёдра с водой.
5. Нельзя в кладовке облизывать пальцы, есть, а то получишь щелчка от духа, и у тебя появится болячка на языке.
6. Нельзя тайком кушать, воровать, а то духи тебя не оставят в покое. Говорят, в кладовке живёт тыкгичьын (фантастическое существо, напоминающее по преданию клешню большого краба с острыми зубами). Двигаясь, раскрывает пасть и приговаривает: «Тыкги-тыкги». Это существо следит за воришками. Увидит – кусает и у воришки появляется этот дух, который не даёт покоя, как бы всё время говорит: «Иди, возьми ещё». Поэтому и старшие говорят молодым: «Грех воровать, а то придёт тыкгичьын».
7. Нельзя есть детям хрящ между костями – быстро кости ослабнут.
8. Нельзя ножом указывать, а то заденешь душу человека и он может заболеть и умереть.
9. Мужчинам, особенно юношам грех есть утробного телёнка – при беге будут неустойчивыми.
10. Детям нельзя есть кончик языка (оленьего) – болтливыми вырастут.
11. Детям нельзя есть утробное (детское) мясо (оленьего) – вырастет слабым в беге.
12. Продукты питания убирайте подальше от собак, чтоб они их не нюхали, а то будете голодать.
13. Грех ножом вытаскивать варёное мясо – без оленей останетесь.
14. Нельзя ножом помешивать кашу – без оленей останетесь.
15. Когда вместе едят много людей, надо брать еду прямо перед собой, нельзя хватать еду раньше всех.
16. Чьё-нибудь угощение надо делить поровну между всеми.
17. Добыли зверя, забили оленя – надо делиться с соседями. В следующий раз они поделятся с тобой.
18. Если человек угощает тебя чем-то, помещённым в посуду, то, возвращая её, наполни едой или чем-то другим.
19. Нижнюю губу оленя, лося молодым нельзя есть – пустословными вырастут.
Статьи по теме:
Группировка содержания теоретического обучения в соответствии с объектом
изучения и видом деятельности специалиста
Далее на основе тактических целей обучения следует разработка программ теоретической ("Спецтехнология") и практической ("Производственное обучение") профессиональной подготовки специалиста. Чтобы определить темы программы профессиональной теоретической подготовки специалиста, не ...
Литературные игры на уроке в средних классах
Чем раньше учитель задастся целью найти для школьников их место в литературном произведении, научит активно отзываться на развитие сюжета, тем больше надежды на то, что воспитание читателя состоится. В том возрасте, когда учитель литературы начинает работать с детьми (5-е классы), им близка и понят ...
Язык как фактор интерпретации и понимания педагогического знания
С позиций общей теории понимания особая роль в познании человека принадлежит языку, что, к сожалению, психолого-педагогической наукой в должной мере не учитывается. Между тем, как писал П. Рикёр, именно в языке выражается всякое онтическое или онтологическое понимание, поэтому не будет тщетным иска ...