Запреты-обереги, связанные с едой, с посудой

Теория образования » Чукотские заповеди как средство воспитания » Запреты-обереги, связанные с едой, с посудой

1. Во время еды нельзя петь, громко говорить или смеяться, иначе к'эмэн'ы (деревянное блюдо) встанет, будет танцевать, вывалит всё содержимое на тебя, и будет бить по голове.

2. Нельзя выбрасывать обглоданные, очищенные от мяса кости, нужно сжигать рёбра, остальные кости дробят, варят и получают масло.

3. Вымытую посуду (кастрюли, миски, деревянное блюдо) нужно обязательно переворачивать вверх дном, иначе кэльэт (духи) испачкают их.

4. Если осталось мясо в кастрюле, то обязательно закрой её крышкой или дощечкой, иначе духи будут есть мясо. То же самое – вёдра с водой.

5. Нельзя в кладовке облизывать пальцы, есть, а то получишь щелчка от духа, и у тебя появится болячка на языке.

6. Нельзя тайком кушать, воровать, а то духи тебя не оставят в покое. Говорят, в кладовке живёт тыкгичьын (фантастическое существо, напоминающее по преданию клешню большого краба с острыми зубами). Двигаясь, раскрывает пасть и приговаривает: «Тыкги-тыкги». Это существо следит за воришками. Увидит – кусает и у воришки появляется этот дух, который не даёт покоя, как бы всё время говорит: «Иди, возьми ещё». Поэтому и старшие говорят молодым: «Грех воровать, а то придёт тыкгичьын».

7. Нельзя есть детям хрящ между костями – быстро кости ослабнут.

8. Нельзя ножом указывать, а то заденешь душу человека и он может заболеть и умереть.

9. Мужчинам, особенно юношам грех есть утробного телёнка – при беге будут неустойчивыми.

10. Детям нельзя есть кончик языка (оленьего) – болтливыми вырастут.

11. Детям нельзя есть утробное (детское) мясо (оленьего) – вырастет слабым в беге.

12. Продукты питания убирайте подальше от собак, чтоб они их не нюхали, а то будете голодать.

13. Грех ножом вытаскивать варёное мясо – без оленей останетесь.

14. Нельзя ножом помешивать кашу – без оленей останетесь.

15. Когда вместе едят много людей, надо брать еду прямо перед собой, нельзя хватать еду раньше всех.

16. Чьё-нибудь угощение надо делить поровну между всеми.

17. Добыли зверя, забили оленя – надо делиться с соседями. В следующий раз они поделятся с тобой.

18. Если человек угощает тебя чем-то, помещённым в посуду, то, возвращая её, наполни едой или чем-то другим.

19. Нижнюю губу оленя, лося молодым нельзя есть – пустословными вырастут.

Статьи по теме:

Здоровьесберегающие технологии
Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» охватывает все направления работы педагога по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Педагог творит гармонично развитую личность, при этом часто забывая, что личность должна быть, прежде всего, здоровой. Поэтому ...

Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников
Цель: Определение исходного уровня развития творческого мышления и его черт у учащихся 3А и 3Б классов. Задачи этапа: ü отобрать и провести диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3А и 3Б классов; ü проанализировать полученные результа ...

Характеристика нарушений звуковой культуры речи и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интелл ...

Категории