Литературные игры на уроке в средних классах

Теория образования » Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем » Литературные игры на уроке в средних классах

Страница 1

Чем раньше учитель задастся целью найти для школьников их место в литературном произведении, научит активно отзываться на развитие сюжета, тем больше надежды на то, что воспитание читателя состоится. В том возрасте, когда учитель литературы начинает работать с детьми (5-е классы), им близка и понятна любая игра. Этим и надо воспользоваться. Игрой в начале или в финале урока, во внеурочной деятельности мы настраиваем детей на оптимистичный по отношению к литературному произведению лад. Постепенно усложняя игры, мы формируем устойчивое положительное отношение к литературе, чтению как интересному и полезному занятию. Сверхзадачей игры на уроке внеклассных мероприятиях является последовательное формирование у школьников литературного слуха, то есть умения слушать и слышать художественный текст и интерпретировать его.

У многих литературные игры ассоциируются исключительно с внеклассными мероприятиями. Но игра может и должна стать и составной частью урока. Приведём несколько примеров.

В 5-х классах в процессе урока или в финале изучения произведения можно провести небольшую игру-разминку «Заверши фразу». Например, учитель произносит начало фразы из пьесы-сказки Е.Л. Шварца «Золушка»: “Очень вредно не ехать на бал .” Ученики продолжают: “Когда ты этого заслуживаешь”. Есть возможность задать дополнительные вопросы: кто произносит эту фразу? В каком эпизоде она звучит? Это эпизод весёлый или грустный, почему? Какова роль этого эпизода в произведении? Кроме тренировки внимания и памяти, умения ориентироваться в пространстве произведения, мы даём ученикам возможность вернуться к тому, что говорилось на уроках, акцентируя внимание на определённой знаковой фразе и персонаже.

Весьма полезно провести прямо на уроке игру «Предмет-загадка». Раздаём записки со словом, обозначающим предмет, или сами предметы (работать можно по группам). По предмету просим отгадать, какое произведение из изученных “спрятано” в нём и объяснить своё решение. Например: очки — Ю.К. Олеша, «Три толстяка»; зеркальце — А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; солдатик — Х.К. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик» и т.п.

Важно, чтобы мы всё время давали возможность ребёнку по каким-то признакам запомнить произведение, героя, писателя, сюжет, зафиксировав его в памяти за счёт беспроигрышных ассоциативных заданий. Приступая к изучению произведения или завершая знакомство с разделом программы, предлагаем работу-игру по группам «Пластилиновый герой». Раздаём заранее приготовленный пластилин и просим каждую группу слепить героя, или предмет, характеризующий этого героя, или узнаваемую деталь любого из изученных в этом произведении разделе литературных произведений. Отводим непродолжительное время, далее группы демонстрируют своё изделие, остальные отгадывают. Естественно, что за это ставятся оценки и тем, кто изобразил, и тем, кто быстрее других назвал героя, автора, произведение. “Теребя” так учеников, мы не даём им забыть то, что уже прочитано, обсуждено на уроках, игровыми формами проверки закрепляем эти произведения в памяти детей, одновременно побуждая к чтению.

Развитию литературного слуха способствует игра «Алфавит». В начале или финале урока мы предлагаем на одну из букв алфавита назвать как можно больше предметов, героев, явлений изучаемого в данный момент заданного на этот урок произведения. Также хорошо задание «Герой», когда учитель просит назвать имена героев одного из изученных произведений — кто больше вспомнит.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Мышление, его виды и характеристики
Изучение мышления относится к числу самых трудных и мало разработанных проблем психологии. Что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни интересовало человечество с давних пор . Психологические исследования мышления позволяют определить его, как высший познавательный процесс, характ ...

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эсте ...

Категории