Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем

Теория образования » Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем

Проблема приобщения детей к чтению сегодня приобрела глобальный характер. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютер и т.д. привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Ситуация усугубляется еще и тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе осмысление ее может не состояться.

«Вопрос о детском чтении,- писала Н.К.Крупская, - это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга, прочитанная в детстве, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание, книги вырабатывают у них определенные нормы поведения».

Изучение русского литературного языка, которым написаны произведения русской классики, повышение роли чтения, как одного из способов освоения информации, отражения реальности, сохранение опыта поколений – все эти аспекты представляются нам наиболее острыми задачами современной методики преподавания литературы.

Одной из важнейших задач современной школы является воспитание высоконравственной личности, способной самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой жизненный выбор, руководствуясь высокими идеалами. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная дисциплина, формирующая духовный мир и ценностные ориентации учащихся. Литература в целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. И каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым может согласиться, либо наоборот, тот или иной читатель.

Современные школьники интересуются произведениями последнего времени, хотели бы их изучать и предпочитают эту литературу классике, потому что она дает ответы на злободневные вопросы, неназидательна, в ней узнаваема современная жизнь и люди, которые кардинально отличаются от живших в XIX и XX веках. Самостоятельный выбор учащимися книг для чтения чаще не связан с произведениями классики и акцентирован на современных детективах, мелодраме, фантастике, то есть «массовой» литературе, агрессивно противостоящей высокому искусству. Таким образом, роль регулятора детского чтения играет сегодня рынок, спекулирующий на повышенном интересе школьников к миру, в который они входят. Мы считаем, что противовесом в этой ситуации должна быть продуманная, методически грамотная деятельность учителя, хорошо знающего современный литературный процесс и способного переориентировать школьников на чтение лучших произведений писателей-современников, и, конечно же, классиков.

Выбор данной темы неслучаен и обусловлен остротой проблемы противостояния влиянию массовой культуры. Опасность, исходящая от малохудожественной литературы, связана с потерей нравственных и эстетических ориентиров. Такая ситуация может содействовать воспитанию как положительных, так и отрицательных качеств личности, поэтому учителю необходимо сформировать у школьника определенный уровень требований к художественным текстам.

Все эти вопросы требуют пристального внимания, многие из них становятся приоритетными в последних методических работах и научных исследованиях, посвященных рассматриваемой проблеме. Анализ новых, часто неожиданных и неоднозначных произведений, непредсказуемых и труднообъяснимых с точки зрения привычной логики характеров раскрывает перед учителем и учеником возможность исследовательской деятельности, творческого сотрудничества, способствующих достижению высоких образовательных и воспитательных результатов.

Новые образовательные цели, направленность на самостоятельную творческую деятельность ученика, его сотрудничество с учителем делают насущным вопрос о соответствующей подготовке преподавателя, который должен свободно ориентироваться в современном художественном мире и обладать необходимыми умениями литературного критика.

Объектом данного исследования является читатель-школьник средних и старших классов общеобразовательных учебных заведений современной России.

Предмет исследования: проблема воспитания учащегося средних и старших классов как «качественного» читателя.

Целью нашей работы является выявление методов воспитания талантливого читателя в процессе преподавания литературы в средних и старших классах.

Таким образом, для достижения поставленной цели нами ставятся следующие задачи:

1. выявить сущность и цели преподавания литературы в современной школе;

2. разработать способы поддержания интереса учащихся к процессу чтения на примере работы учителя литературы средних и старших классов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. К каждой главе работы прилагаются выводы по исследуемым вопросам.

Сущность литературы как учебного предмета - это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.

Этот учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определённый круг произведений художественной литературы, научные статье о ней, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.

Цель изучения литературы в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Актуальная задача школьного преподавания литературы – приобщение детей к чтению, воспитание квалифицированного читателя. Уроки литературы призваны открывать учащимся художественные и духовные ценности искусства слова, совершенствовать художественный вкус, способствовать углубленному восприятию художественного текста.

Статьи по теме:

Педагогические условия формирования интеллектуальных умений в УНПО
К педагогическим условиям формирования интеллектуальных умений учащихся относятся: 1. Развитие мотивации к учению. В психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно ...

Профессионально-важные качества воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения
В организации учебно-воспитательного процесса нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет сп ...

Констатирующий этап экспериментальной работы по выявлению уровня развития творческого мышления третьеклассников
Цель: Определение исходного уровня развития творческого мышления и его черт у учащихся 3А и 3Б классов. Задачи этапа: ü отобрать и провести диагностики по выявлению уровня развития творческого мышления и отдельных его черт у учащихся 3А и 3Б классов; ü проанализировать полученные результа ...

Категории