Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы

Теория образования » Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем » Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы

Страница 1

Современный учитель понимает, что ученик - личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины. Чтобы крушения и ошибок на этом пути было меньше, ему необходима помощь учителя-наставника. Роль учителя литературы в формировании ценностных ориентации учащихся в познании мира и человека является определяющей.

Литература как учебный предмет обладает в этом плане широкими возможностями. Художественные произведения содержат в себе определенный культурный компонент, а порой и целый пласт, позволяющий приобщить учащихся к материальным и духовным реалиям отечественной и мировой культуры. Усвоение духовных и национальных ценностей остается до сих пор слабым звеном школьного урока литературы. В итоге выпускники школ затрудняются дать толкование самым простым этическим понятиям. У некоторой части старшеклассников закрепилось ложное представление о том, что эти понятия знакомы им с детства и элементарно понятны. На деле понимание ими этических дефиниций однозначно, наблюдается тавтология определений и ошибочность толкований. Закрепился в школе и стереотипный подход к восприятию героя художественного произведения - сквозь призму истории, политики, быта, нет попытки посмотреть на него в контексте культуры, национального менталитета.

Модернизация литературного образования предопределяет поликультурный подход к выстраиванию концепции школьного преподавания литературы. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес детей к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир. Поэтому актуальным становится место литературы в жизни, сознании, душе ребенка-подростка, роль литературы в формировании поликультурной личности, изучающей не только русскую литературу, но и литературу других народов.

Следовательно, сущность и цели преподавания литературы в школе зависят от запроса современного поликультурного общества, в котором ведущее место занимает культурный диалог.

Поэтому основной формой урочной деятельности в курсе становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная – учеников и учителя – работа над книгой, их диалог, направленный на понимание произведения.

Такой диалог обычно начинается с того, что каждый участник работы делится своими суждениями о прочитанном тексте, формулирует свои вопросы, говорит о том, что показалось в книге особенно интересным или странным и т. п. Разные суждения сталкиваются между собой, завязываются споры. Как правило, вся последующая работа над книгой строится как поиск ответов на возникшие вопросы. Такая работа делает необходимым углубленный анализ и комментирование текста. В процессе анализа проблемы нередко переформулируются, возникают новые вопросы. В совместной работе книга на глазах подростка углубляется, раскрывается в новых неожиданных гранях.

Учитель организует и ведет диалог на уроке литературы в классе. Он помогает каждому ученику осознать, удержать, заострить его (ученика) вопросы, мысли, образы, определения проблем. Он делает высказывания подростков предметом обсуждения на уроке.

Учитель является одним из участников диалога. Он представляет детям историческую культуру, жанр, книгу, автора, вводит подростков в историко-культурный и литературный контекст изучаемых произведений. Он участвует в работе над книгой, удерживая и развивая в диалоге с учениками свое прочтение произведения, свое видение проблемы. Он знакомит школьников с историко-культурными логиками понимания, вводит в работу те литературоведческие и культурологические понятия и способы исследования, которые, с его точки зрения, способствуют более глубокому пониманию изучаемых текстов. Он включает в диалог новых собеседников – поэтов и ученых, размышлявших над этими же книгами и проблемами.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Организация и проведение формирующего эксперимента
Целью формирующего эксперимента является разработка методики использования информационных технологий на уроках математики в старших классах общеобразовательной школы. В связи с тем, что в 10-11 классах необходимо изучить большой объем материала, развивать интеллектуальные способности, повысить конк ...

Общенаучные модели интерпретации знания
Одним из центральных понятий герменевтики является понятие интерпретации. Интерпретация составляет фундаментальную основу как мышления, так и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми. В связи с двойственностью природы интерпретации основанное на ней понимание должно учитыва ...

Этнопсихологические особенности народа
Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зор ...

Категории