Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы

Теория образования » Чтение как познавательный процесс и роль учителя в нем » Роль учителя в воспитании качественного читателя на уроках литературы

Страница 2

При этом учитель ни в коем случае не должен вести подростков к заранее известным ему ответам: определенному прочтению книги, определенному решению проблемы. Он всегда должен быть готов к тому, что диалог в классе «взорвет» намеченный им сценарий работы, что работа пойдет по иному руслу и ученики откроют в книге вовсе не то, что он предполагал, выйдут к совершенно неожиданным для него разворотам и решениям проблем. Такая работа устремлена не к получению «общего продукта», не к появлению единого, общего для всех прочтения книги или решения проблемы, но к тому, что каждый из участников диалога углубит свое прочтение.

В, таким образом, организованной работе учащиеся учатся слышать друг друга, размышлять над высказыванием другого, углублять свою мысль в диалоге с другим. Подобная деятельность предполагает ценность каждого члена учебного сообщества. Школьники учатся сотрудничать и узнают ценность сотрудничества, необходимость и ценность другого собеседника (ровесника и взрослого), несущего иной взгляд, иную логику, но этим и интересного, важного. То есть, в процессе урока происходит взаимообмен не только мнениями о прочитанном тексте, но и передача жизненного опыта, знаний, а также осуществляется воспитание ученика как «качественного» читателя.

Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.

В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но всех волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.

Первостепенное внимание к суверенности читательского восприятия, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему индивидуальность художника слова, поэтику, литературные оценки, «движение» произведения во времени.

Теоретические проблемы современной методической науки:

проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;

взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;

углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;

проблема изучения литературного развития учащихся;

историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;

формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;

поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Мировоззренческие основы проблемы понимания в педагогике
Наиболее фундаментальной характеристикой современной культуры, в первую очередь европейской, является разделение знания на две сферы - естественнонаучную и гуманитарную. Между ними нет прямой логической связи, это две относительно замкнутые отрасли знания с различными исходными принципами. Данная о ...

Анализ программных продуктов по изучению тем «Периметр» и «Площадь» с точки зрения развития творческого мышления младших школьников
В наши дни создаются программно-методические комплексы и авторские программы, в которые входит обучение нахождения периметра и площади плоских фигур в младших классах. Вот обзор нескольких из них: Программа «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия» (см. Приложение 3) Программа «Уроки геометрии Кирилла и ...

Овладение ребенка речью
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности о ...

Категории