Изменение содержания биологического образования в условиях дифференциации

Теория образования » Использование дифференцированного подхода на уроках биологии в экспериментальном классе » Изменение содержания биологического образования в условиях дифференциации

В практику современной школы широко вошло дифференцированное обучение. Чаще всего оно представлено профильными классами, классами с углубленным изучением отдельных предметов, лицеями, гимназиями.

В биологии используется такая форма дифференциации, как элективная (т.е. по выбору). Благодаря элективной дифференциации ученикам представляется возможность выбирать учебные курсы соответственно своим интересам, склонностям и способностям. Обязательный набор предметов сохраняется. Элективная дифференциация служит эффективным средством учета познавательных способностей, индивидуальных особенностей учеников, дает возможность самостоятельно сделать выбор, в какой области совершенствоваться.

Учебные курсы по выбору включаются в школьный компонент учебного плана. Основные задачи, решаемые элективной дифференциацией, - стимулирование познавательных интересов детей, удовлетворение их познавательных потребностей, обобщение и систематизация обыденных знаний. (Осмоловская,).

Чем отличаются элективные курсы от факультативов и кружков, которые также используются в биологии. Есть отличия организационного и содержательного плана. Организация элективной дифференциации предполагает обязательный выбор учеником какого-либо курса из предложенных. Факультативные занятия, так же как и кружковые, учащийся может либо посещать, либо не посещать. Элективные курсы указаны в расписании, так же как обычные уроки.

Учебные курсы по выбору отличаются от факультативов и по содержанию, правда, эти отличия незначительные. В ходе факультативного занятия углубляются знания учащегося. На элективных занятиях основной акцент сделан на помощи ученику в определении интересующих его проблем. Соответственно, содержание элективных курсов не углубляет знания ученика, а расширяет их, объединяет обыденные знания с научными, как бы поднимает личный опыт ученика на научный, теоретический уровень. Элективные курсы отличаются и от кружковых занятий тем, что представляют собой целостные, завершенные учебные курсы.

Статьи по теме:

Результаты экспериментальной работы по изучению развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установле ...

Методическая подготовка мастера к занятиям
Подготовка к учебному году у мастера как правило, не имеет временных рамок и проводится в течение текущего учебного года. Естественно, ее содержание, глубина, широта охватываемых вопросов различны для опытного и молодого (тем более начинающего) мастера производственного обучения, хотя этот этап под ...

Аттестация педагогических работников
Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной ...

Категории