Развитие системы дифференцированного обучения в России

Страница 1

История дифференцированного обучения, как в нашей стране, так и за рубежом может дать педагогу богатый материал для размышления.

Возникновение дифференциации и индивидуализации обучения можно отнести ко времени распространения классно-урочной системы. До этого обучение было индивидуальным, соответственно, и темп продвижения учащихся, и методы обучения педагоги соотносили с особенностями ученика. Важность учета «свойств ума», «природных наклонностей» учеников отмечали великие мыслители прошлого (Платон, М. Ф. Квинтилиан, Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж.Руссо и т.д.). Русские педагоги (П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) также неоднократно подчеркивали необходимость ориентации на индивидуальные особенности учеников в процессе обучения.

Известно, что дореволюционная школа России была дифференцированной по полу и сословной. В России существовали разнообразные типы и виды школ: начальные училища, духовные училища и семинарии, мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, кадетские корпуса и т.д. Предпринимались попытки осуществить фуркацию, то есть разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы. Но проект реформы не нашел поддержки в правительственных кругах.

После революции 1917 года было провозглашено равенство прав всех граждан России в получении образования. Школа стала единой, однако в основу ее построения была заложена возможность фуркации, что предполагало в старших классах второй степени специализацию в гуманитарных, естественно-математических, технических науках.

Если обратиться к истории российской педагогики в послереволюционный период, то можно выявить цикличность интереса педагогической теории и практики к проблеме дифференциации. Рост интереса к идеям дифференциации наблюдался в послереволюционные, в 50-60-е годы – после XX съезда КПСС, в 90-е годы XX века – период демократизации жизни страны, а в 30-40-е и 70-е годы наблюдалось падение интереса к дифференцированному обучению, снижение его роли в учебном процессе.

В 20-е годы шел активный поиск принципов, методов, содержания образования в новой школе. Идея дифференциации нашла свое выражение в профессионализации школы II ступени и введении профуклонов. Также в 20-е годы в опытно-показательных учреждениях Наркомпроса апробировалась дифференциация по способностям детей. Создавались группы учащихся с ярко выраженным интеллектом, а также слабоуспевающих детей. Для последних общеобразовательные дисциплины преподавались сокращенно, но увеличивалось количество практических занятий. В 20-е годы реализовалась дифференциация по интересам учащихся в форме кружковых занятий.

В 20-е – в начале 30-х годов в советской педагогике активно развивалось педологическое направление. Длительное время деятельность педологов оценивалась отрицательно или замалчивалась.

В 30-е годы начался новый этап в истории советской школы и педагогики. Вектор развития школы сменился, после известных постановлений 1931 – 1936 годов был взят курс на единообразие и жесткую регламентацию учебного процесса. Идеи дифференциации и индивидуализации выдвигались и в это время как средство преодоления неуспеваемости школьников, как способ устранения перегрузки учащихся, но широкого распространения не получили.

Вновь активно идеи дифференциации и индивидуализации стали разрабатываться в конце 50-х годов. Авторы, изучавшие проблемы дифференцированного обучения в те годы (М. А. Мельников, Н. М. Шахмаев), отмечали, что дифференциация не должна быть дробной, то есть отражать узкую специализацию. Характерным для первых экспериментальных школ с дифференцированным обучением в эти годы было подчинение всей их деятельности задачам профессиональной подготовки учеников.

В начале 70-х годов в обществе начался период застоя, дифференциация обучения оказалась ненужной, как и все новое и непривычное, что вызывало настороженное отношение.

В 80-х годах в практике в основном развивалась внутриклассная дифференциация, представленная различными заданиями для учеников: различного уровня сложности, устраняющими пробелы в знаниях, обогащающими содержание учебного материала и др.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Овладение ребенка речью
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности о ...

Текст-рассуждение на тему "Почему птицам трудно зимой"
Чтобы птицам помочь надо знать: какие у нас птицы зимуют, чем кормятся. Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь. Кто там ловко и упорно Лазит о ...

Воспитательный дом в Москве
Воспитательный дом в Петербурге (1772 г.) Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год) Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год) Коммерческое училище (1772 год). Все это были строго сословные закрытые учебные з ...

Категории