Конец 80-х, 90-е годы XX века охарактеризовались резким подъемом интереса педагогов к дифференцированному обучению. Это связано с крупными социальными переменами, демократизацией жизни общества, сменой ценностных ориентиров, выдвижением на первый план интересов отдельной личности. Можно сказать даже, что наблюдался бум дифференцированного обучения.
В настоящее время период бурного увлечения идеями дифференцированного обучения прошел, развитие дифференциации обучения в нашей стране входит в спокойное русло.
В зарубежной школе дифференциация существует наряду с индивидуализацией обучения.
Концепция дифференциации обучения, разработанная НИИ СиМО опирается на традиции и опыт русской дореволюционной и советской педагогики в СССР, зарубежной школы, на труды советских ученых М.А. Мельникова, Н.М. Шахмаева, С.И. Шварцбурда, Д.А. Эпштейна и многих других. В этих работах были заложены теоретические основы дифференциации образования как определяющего фактора его демократизации и гуманизации, необходимого условия разностороннего и гармонического развития личности.
В системе народного образования существуют две объективные и социально обусловленные тенденции.
Первая выражает требование единства советской школы, которое обеспечивается ее доступностью для всех детей, отсутствием социальных, национальных и сословных ограничений, общностью целей и задач, принципов организации учебно-воспитательного процесса.
Вторая тенденция направлена на создание оптимальных условии для развития личности, наиболее полного учета как индивидуальных различии учащихся, так и специфики регионов страны, типов средних учебных заведении, социальных и культурных факторов, присущих каждой конкретной школе и ее окружению.
Дифференциацию обучения обычно связывают с реализацией второй тенденции. Однако мировая практика свидетельствует о том, что игнорирование первой неминуемо приводит к существенным издержкам как собственно педагогического, так и социального характера. Более того, установлено, что ее адекватная реализация — необходимое условие дифференциации обучения. Механизм согласования требований единства и многообразия школы заключается в выделении государственных стандартов образования как стабильного его «ядра», на базе которого осуществляется вариативное конструирование всех компонентов образования. (Фирсов 1989).
Статьи по теме:
Ценностно-смысловой аспект интерпретации знания
Рациональное постижение знаний - это лишь одно из определений его логического движения, поскольку, если же взять движение мысли в целом, то предмет участвует в нём не только как понятие, но и как предмет понимания (ВС. Библер). Подчёркивая исторический характер понимания, В. Дильтей писал, что куль ...
Смысл действия деления
Действие деления рассматривается в начальной школе как действие, обратное умножению. Деление – это обратное умножению математическое действие: нахождение одного из сомножителей по произведению и другому сомножителю. С теоретико–множественной точки зрения смыслу деления соответствует операция разбие ...
Искусство для «медленных» детей
В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну. Этот театр работает в столице уже восьмой год. Врачи говорят, что постановки благотворно влияют на детей – они начинают лучше говорить, двигаться ...