Результаты исследования и их обсуждение

Страница 1

Дифференциация обучения была организована при изучении темы «Основы цитологии» в курсе «Общая биология». В данном эксперименте участвовали классы 25 школы, 11 «а» класс – экспериментальный, 11 «б» - контрольный. В 11 «а» классе учатся 28 человек, в 11 «б» классе – 27 человек.

Они собраны вместе, как и ученики других классов, только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей. Поэтому они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики этих классов для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 45 минут. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению качества обучения.

Поэтому, чтобы доказать правильность поставленной ранее цели о повышении качества обучения с помощью дифференцированного обучения в 11 «а» классе был использован именно этот метод. Другой класс работал по обычной программе, без нововведений.

В ходе бесед с классным руководителем и учителями – предметниками подтвердилась возможность проведения эксперимента в 11 «а» классе. Выяснилось то, что, учащиеся дисциплинированы на уроке, с уважением относятся к учителям, в том числе и начинающим, ответственно и серьезно относятся к любому делу. Они всегда корректно задают вопросы, умело отвечают на поставленные им вопросы, очень грамотные в произношении и написании. Поэтому, используя нововведения в данном классе, не приходилось сталкиваться с проблемой несогласия учеников с чем-либо, их недисциплинированностью и нежеланием участвовать в эксперименте. Во многом благодаря всем тем качествам учеников, о которых было сказано выше, удалось достичь положительных результатов.

Дифференциация обучения представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучения группы. Дифференциация по своей сути – это попытка групповой индивидуализации. Она предполагает не учет особенностей каждого ученика, а основывается на учете особенностей групп, организуемых по сходным качествам учеников.

До проведения эксперимента в обоих классах были вычислены такие показатели как качество, уровень и степень обучения учащихся по изученной ранее теме «Основы экологии», с целью сравнения их с соответствующими показателями, полученными после проведения эксперимента при изучении темы «Основы цитологии».

Показатели рассчитывались по текущим оценкам при изучении темы, а также по результатам контрольных работ, проведенных после изучения темы.

1 показатель: качество обучения.

Качество обучения = количество учащихся, которые учатся на 4 и 5 / общее количество учащихся * 100 %.

Качество обучения в контрольном классе, вычисленное по текущим оценкам при изучении темы «Основы экологии». 10 / 27 * 100 % = 37 %

Качество обучения в контрольном классе, вычисленное по результатам контрольной работы при изучении темы «Основы экологии». 14 / 27 * 100 % = 52 %

2 показатель: уровень обучения.

Уровень обучения = количество учащихся, которые учатся без 2 / общее количество учащихся * 100 %.

Уровень обучения в контрольном классе, вычисленный по текущим оценкам при изучении темы «Основы экологии». 26 / 27 * 100 % = 96 %

Уровень обучения в контрольном классе, вычисленный по результатам контрольной работы при изучении темы «Основы экологии». 25 / 27 * 100 % = 93 %

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Интерпретация педагогического знания как объясняющее понимание
В психолого-педагогической литературе содержится достаточно сведений, указывающих на двойственный характер человеческой деятельности, что естественным образом распространяется и на деятельность, связанную с пониманием, истолкованием и интерпретацией знаний о действительности. Двойственный характер ...

Характеристика игрового и соревновательного методов
Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает методические особенности игры, т.е. то, что отличает ее в методическом отношении (по особенностям организации деятельности занимающихся, руководства ею и другими педагогически существенными признаками) от других методов воспитания. Игр ...

Формы проведения гимнастики в 5–6 классах
В.И. Лях и Г.Б. Мейксон выделяют следующие формы проведения гимнастики в 5–6 классах: общеразвивающие упражнения, упражнения в висах и упорах, упражнения на освоение опорных прыжков, акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения с обручем, мячом, длинной и короткой скакалкой и др. ...

Категории