Теоретические основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка

Теория образования » Обучение учебному сотрудничеству » Теоретические основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка

Страница 1

Педагогике сотрудничества посвящено значительное количество исследований российских ученых. В работах К.А. Абульхановой-Славской, М.Н. Берулава, А.Л. Журавлёва, Б.Ф. Ломова, В.Я. Ляудис, В.В. Рубцова рассматривалась психологическая сущность учебного сотрудничества. Изучалась продуктивность различных форм совместной учебной деятельности (Л.А. Айдарова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, В.П. Панюшкин, Г.А. Цукерман и др.).

Представляют интерес исследования, посвященные групповой (В.В. Рубцов, Х.И. Лийметс, И.М. Чередов и др.), коллективной (М.Д. Виноградова, Н.Б. Первин и др.) организационным формам обучения; монографические исследования обобщающего характера (В.К. Дьяченко, М.А. Молчанова, М.А. Уфимцева и др.).

В них исследуются пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с позиции теории общения и преимущества парной формы обучения.

Проблема учебного сотрудничества также широко изучается за рубежом в исследованиях по социальной психологии и педагогике (Л. Дойч, Д. Джонсон и Р. Джонсон, М. Монтейн и др.). В работах Б. Джексона, М. Либермана, Р. Селмана и др. представлены общие методические стратегии, в основе которых лежит учебное сотрудничество.

Анализ педагогической теории и практики позволяет нам сделать вывод о том, что сущность понятия «сотрудничество в учебном процессе» рассматривается с различных позиций. Можно выделить широкий спектр работ, посвященных сотрудничеству как совместной деятельности учителя и учащихся или учащихся друг с другом. Изучены различные аспекты сотрудничества на уроке, условия формирования личности учащихся в условиях совместной работы (В.А. Безрукова, Л.С. Савина, Г.К. Селевко, Ю.В. Сенько, С.А. Темина, Н.К. Тихомирова, Р.Х. Шакуров и др.).Следует отметить, что «учебное сотрудничество» — не единственный термин, используемый исследователями для обозначения данной формы учебной работы (И.П. Негуре, В.П. Панюшкин, Н.Э. Фокина, Г.А. Цукерман). Также используются следующие наименования: «совместная учебная деятельность» (В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, Т.А. Матис), «групповая работа» (Х.Й. Лийметс, И.В. Первин), «совместно-распределённая деятельность» (А.Ю.6Коростелёв, В.В. Рубцов), «коллективно-распределённаядеятельность» (Л.И. Айдарова, В.К. Дьяченко).Нами, вслед за И. А. Зимней, отдаётся предпочтение термину «учебное сотрудничество», или «обучение в сотрудничестве» как наиболее ёмкому, деятельностно-ориентированному и общему по отношению к другим терминам, обозначающему многосторонние взаимодействия в учебной группе.

Организация учебного сотрудничества на уроках может помочь администрации и учителям школы повысить успеваемость и научить учащихся общаться и работать друг с другом учащихся разных национальностей, социального положения и разного пола. Учебное сотрудничество позволяет создать демократическое образовательное пространство. Взаимодействие школьников в любом возрасте расширяет их зону комфорта и помогает приобрести уверенность в общении. Чем больше школьники говорят друг с другом и знают друг о друге, тем терпимее они относятся друг к другу.

Учебное сотрудничество базируется на трех принципах:

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Пример программы элективного курса по биологии «Братья наши меньшие»
Элективный курс «Братья наши меньшие» позволяет учащимся расширить представление о животном мире, которое они приобрели в ходе изучения раздела «Животные», 7 класс. Основная задача курса – формирование биолого-экологической культуры у детей, направленной на осознание целостности живой природы и чел ...

Технология "Шаг за шагом""как средство нравственного воспитания учащихся во внеклассной работе
В настоящее время наше общество нуждается в подготовке широко образованных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утвержденных в современном обществ ...

Личностно-деятельностный подход с позиции педагога
В самой общей форме личностно-деятельностный подход в совокупности его компонентов (и особенно личностного) означает с позиции обучающего организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью ученика в «общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, жизненных планов, це ...

Категории