v неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;
v формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;
v стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;
v высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
v индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;
v проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.
Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность развития творческого мышления школьников.
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».
На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
Ø открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
Ø соответствие условия выбранным методам творчества;
Ø возможность разных способов решения;
Ø учет актуального уровня развития;
Ø учет возрастных особенностей учащихся.
Учитывая эти требования, можно составить набор творческих заданий, под которым понимается множество взаимосвязанных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческого мышления младших школьников в учебном процессе.
Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (по Тереховой Г.В.) :
1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:
§ изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
§ рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
§ моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
§ получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
§ ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;
§ переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.
3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
§ моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
§ ·моделировать изменения внутреннего строения систем;
§ ·учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
4-я группа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
Статьи по теме:
Работа над уточнением и объяснением словарных слов
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...
Критика систем оценивая
Объективность всегда становилась предметов многочисленных споров и разногласий. Трудно придумать такую шкалу оценки знаний, которая бы всех удовлетворила и давала верный результат. В школах, лицеях, университетах нас постоянно оценивают, выводят какие-то итоговые цифры, которые должны показать наш ...
Основные понятия и концепции качества образования
Понятие «качество образования» получило международное гражданство на состоявшейся в Париже в 1998 г. Всемирной конференции по высшему образованию, которая констатировала, что повышение качественного уровня образования становится одной из главных задач учебных заведений на длительную перспективу. Не ...