Творческое мышление и его особенности

Страница 2

v неприятие конформизма, необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений;

v формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей;

v стремление к максимально глубокому исследованию проблемы;

v высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

v индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

v проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность развития творческого мышления школьников.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

Ø открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

Ø соответствие условия выбранным методам творчества;

Ø возможность разных способов решения;

Ø учет актуального уровня развития;

Ø учет возрастных особенностей учащихся.

Учитывая эти требования, можно составить набор творческих заданий, под которым понимается множество взаимосвязанных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие творческого мышления младших школьников в учебном процессе.

Представим содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (по Тереховой Г.В.) :

1 группа – «Познание». Цель — накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:

§ изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

§ рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;

§ моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание». Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:

§ получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

§ ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

§ переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование». Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

§ моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

§ ·моделировать изменения внутреннего строения систем;

§ ·учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование в новом качестве». Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Понятие декоративного образа
Дать более четкое определение «декоративного образа» и нет ссылок. Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национально ...

Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...

Методы коррекции нарушений чтения у младших школьников с умственной отсталостью
Разработаны многочисленные методы коррекции нарушений чтения: дислексии фонематической, аграмматической, семантической, оптической. Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью обусловлены недоразвитием целого ряда речевых и неречевых функций, являющихся вторичным проявлением заде ...

Категории