История развития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков. Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условно выделяется три основных периода становления педагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона.
Первый период — ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же входит и казахская народная педагогика.
Второй период — развитие педагогической мысли — связан с моментом образования казахского ханства — государства раннефеодального типа (первая половина XV в.).
Третий период - развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьского переворота в России и до наших дней, периода приобретения суверенитета и независимости Республики Казахстан.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою, знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и остроумием, владеть техникой верховой езды.
Народная педагогика обширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнее поколение кочевников. Вместе с тем необходимо отметить, что генетическая общность, сходные условия общественно-политической и социальной жизни, совместная жизнь на одной территории или в близком соседстве, взаимные связи в различных областях, совместная борьба против угнетателей и иноземных завоевателей порождали в материальной и духовной культуре разных наций и народностей, населяющих современную территорию республик Центральной Азии и Казахстана, много сходных, общих черт поведения и образа жизни.
На территории Казахстана, особенно в оседлых его районах, еще в период раннего средневековья (VII—VIII вв.) стали функционировать многочисленные мектебы (начальные мусульманские школы) и медресе - (религиозные учебные заведения средне-высшего типа. Крупные медресе имелись в г. Отраре, Исфид-жабе, Таразе, Сайраме, Туркестане и др.).
Мектебы находились в аулах, почти в каждом населенном пункте. Учителями были приходские муллы, которые содержались в основном на средства населения. Учащиеся занимались осенью и зимой (4—6 месяцев в году), курс обучения — 4 года, детей обучали с 7 лет. Обучение в мектебе было платное в натуральной форме, экзамены не проводились, свидетельства об окончании не выдавались. Процесс обучения состоял в .заучивании арабских букв и слов, а потом чтении и зубрежке текстов Корана на арабском языке. В городских медресе готовили служителей ислама — мулл для преподавания в мектебах, казиев (судей), богословов, толкователей шариата и других высших духовных лиц. Медресе являлись не только очагами мусульманского учения, но и культурными центрами, здесь нередко получали образование знаменитые поэты, просветители-демократы. В них кроме богословских дисциплин преподавались законоведение, история, логика, этика, риторика, география, философия, математика, астрономия, медицина и другие циклы светских наук. При медресе работали крупные библиотеки. Срок обучения зависел от успехов каждого шакирда (слушателя) и потому мог иногда продолжаться до 15—20 лет. Выпускникам выдавались официальные документы.
Статьи по теме:
Роль наглядности в обучении умственно отсталых детей
Дети с ограниченными возможностями здоровья редко имеют полноценную речь. Использование наглядных средств обучения является эффективным способом в развитии речи детей. Педагог становится посредником между ребенком и создаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Правильное обучение и воспи ...
Особенности использования интерактивных методов на начальном этапе изучения
иностранного языка
Организация работоспособной, коммуникабельной группы особенно на начальном этапе обучения чрезвычайно важна. В группу должны входить как мальчики, так и девочки, принадлежащие к разным национальностям. Перед тем, как организовать малые группы и предложить им задания, необходимо детей тщательно подг ...
Разработка рабочей программы дисциплины
Виды и объем учебной работы, график изучения учебной дисциплины «Психологическое здоровье в старшем подростковом возрасте» для специальности 031000 – Педагогика и психология по очной форме обучения Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Очная форма обучения 1. Виды и объем уч ...