В IX—X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великий ученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870—950).
Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах («Афоризмы государственного деятеля», «Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об искусстве поэзии», «Большая книга о музыке» и т. д.). Большое место в них отводилось дидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности, системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленности обучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки, привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение, самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что система политических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущими отраслями знания, полезными всем без исключения. «Обучение — это наделение теоретическими добродетелями народов,— писал аль-Фараби. Воспитание — это способ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основанными на знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний, научением, а воспитание — путем практической работы и опытом».
Аль-Фараби не только творчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые в арабоязычном мире изложил стройную систему учения о душе и разработал оригинальную терминологию по психологии. До сих пор для современной науки представляют большой интерес его мысли, высказанные по различным аспектам возрастной, педагогической, социальной, медицинской, музыкальной психологии.
Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним и длительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немало ценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов и медресе. Например, книга Тафтазани «Мантык» («Логика») долгое время была основным учебным пособием по логике для учащихся медресе.
Комментаторами и продолжателями Тафтазани были видные мыслители Средней Азии — Давани (XV в.) и Юсуф Карабаги (XV-в.). Их книги хорошо знал и высоко ценил казахский поэт-мыслитель Абай Куйганбаев.
В XI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты, написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А. Ясави и др.). Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатное знание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. Многие страницы этого трактата посвящены роли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурных поступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям и разного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различных слоев общества и т. д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи и брака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.
В другом памятнике древиетюркской письменности — «Диван лугат ат-тюрк» Словарь языка тюрков» или «Собрание турецких наречий», созданном выдающимся ученым казахской степи Махмудом Ибн Хусейном Кашгарским (XI в.), мы находим интересные идеи, насыщенные этнопедагогическим и морально-психологическим содержанием.
Если в этико-педагогических воззрениях Юсуфа Баласагунского, бывшего под сильным влиянием религиозно-мистического учения суфизма, отразились интересы феодальной аристократии династии Караханидов, что нашло свое отражение в оправдании морально-этических норм представителей господствующих классов, то в произведении другого мыслителя, тоже выходца из казахской степи— Ахмеда Югнаки (XII в.) «Хибатал хакаик» («Дары истины») подчеркивалось, что овладение знаниями имеет огромное значение прежде всего для нравственного усовершенствования людей от мала до велика. В поэме даются советы и правила, как надо беречь язык, говорится о щедрости и скупости, гордости и смирении, жадности и алчности, дается высокая оценка литературе и науке, в ней содержится очень много притч, пословиц и поговорок назидательно-дидактического характера.
Статьи по теме:
Теория субъекта – основа методологии исследования субъектности
Современная наука анализирует проблему человека не только в русле биологического и социального, но и в контексте взаимосвязи объективного и субъективного. Педагогическая интеграция научного знания о человеке заключается в отражении реальных связей соотношения «человек – мир» в процессе образования, ...
Методическая помощь молодым учителям
Ежегодно университеты, педагогические институты и училища направляют на работу в школы страны тысячи своих выпускников. Выпускники с желанием идут на работу. Однако бывает и так: через некоторое время молодой учитель начинает сомневаться в праильности избранного пути. Почему? Прежде чем выпускник с ...
Достоинства и недостатки метода наблюдения
Главное достоинство его в том, что педагог получает ценные факты непосредственно из жизни (в процессе обучения, в ходе воспитательных мероприятий, родительских собраний и т.д.). Наблюдение за теми или иными сторонами жизни и деятельности человека помогает педагогу объяснить факты, установить связи, ...