История педагогической мысли и просвещения Казахстана

Страница 4

В отличие от славянских народов (русских, украинцев, белорусов и др.) в странах Востока, в том числе и у народов Средней Азии и Казахстана, поэзия вбирала в себя почти все отрасли гуманитарных наук (история, философия, этика, эстетика, психология, педагогика и т. Об этом писал еще В. Г. Белинский, который отмечал, что поэзия и философия часто до того смешиваются друг с другом, что иное философское сочинение, прежде всего, вы назовете поэтическим, а поэтическое — философским.

Процесс присоединения казахских степей к России, начатый в 30-е гг. XVIII вв. длился более ста пятидесяти лет. Во второй половине XIX в. Казахстан был полностью присоединен к России. Этот акт, несмотря на реакционно-колонизаторскую политику царизма, имел и отдельные прогрессивные стороны, особенно в развитии духовной жизни края. В казахскую степь стали просачиваться элементы русской и европейской культуры и просвещения. Так, при Змеиногорском свинцово-цинковом руднике (Восточный Казахстан) была открыта школа для детей горно-заводских рабочих, а в 1786 г. в г. Омске была основана «азиатская школа» для подготовки переводчиков, куда принимали казахов. Первая официальная школа для казахских детей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 г.

Детям казахской феодально-родовой знати (султанов, бисв и старшин) был разрешен доступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открыты первые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), при Оренбургской пограничной комиссии (1850) и др.

В первой половине XIX в., в канун завершения присоединения Казахстана к России, в степном крае происходят большие перемены в социально-экономической жизни: упраздняется ханская власть, вводится новое административное устройство, власть передается старшим султанам и волостным правителям.

Источником отражения картины жизни казахского общества той эпохи является творческое наследие Дулата Бабатай-улы (1802—1847). Поэт реалистично изображает жизнь различных слоев кочевого народа, показывает и недовольство, вызванное колонизаторской политикой русского царизма.

Вторая половина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахского народа, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второй половины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф. Дуров, Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русской и украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Под благотворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстане возникает просветительское движение. С появлением на общественной арене предводителей этого движения. Общественная мысль степного края вступает в новую полосу развития.

Валиханов призывал к возрождению «национального духа», считая; что последний присущ народу и зависит как от природной среды, так и от общественного устройства. Проявление особенностей народного характера ученый понимал в многоплановом аспекте. В ряде своих произведений он тщательно анализировал особенности быта, традиций, обычаев, культуры, религии, географической среды.

Кроме того, он осуждал бесправие женщин, неравные браки, стоял за равенство супругов в семье и т. д.

Педагог-просветитель Ибрай Алтынсарин (1841—1889)— первым среди казахов обратил внимание на методические и дидактические аспекты усвоения русского языка казахскими детьми. В вопросах обучения и воспитания юных казахов Алтынсарин использовал идеи прогрессивной русской педагогики 60-х гг., в особенности идеи К.Д. Ушинского.

В начале XX в., в период проникновения в степной край новой волны социально-демократических идей, педагогическая мысль региона начинает развиваться более интенсивно. На общественную арену выходит новое поколение просветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своих предшественников, внося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания. Так, казахский просветитель Султанмахмут Торайгыров " (1893—1920) в произведениях «Социализм», «Заблудившаяся жизнь», «Как обстоит дело с образованием и обучением казахов?» выступает с оригинальными идеями по вопросам дидактики, возрастной периодизации детей, говорит о роли родного языка как главного фактора и средства воспитания подрастающего поколения, о роли самообразования, о значении изучения русского языка для казахов и т. д. Критикуя методы обучения в старой конфессиональной школе, он высказывает ряд мыслей о светском образовании.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Внеклассная форма организации экологического образования младших школьников
Внеклассная работа является основной формой работы по формированию экологического мировоззрения учащихся, предполагает закрепление полученных знаний на уроках, расширение кругозора детей по изучаемой проблеме, формирует основы практической деятельности. По своему содержанию, форме организации, мето ...

Основные принципы коррекции нарушений чтения
Для коррекции нарушений чтения необходимо соблюдать принципы: Принцип комплексности речевых нарушений; Патогенетический принцип учета патогенеза - механизма нарушений; Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности; Принцип максимальной опоры на п ...

Использование музыки в эстетическом воспитании младших школьников как психолого-педагогическая проблема
Младший школьный возраст – это особенный возраст. Ребенок в этом возрасте оптимистичен, любознателен. Еще весьма подвижен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Ему присуща быстрая смена настроения. Вместе с тем, это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и ...

Категории