По тем или иным вопросам казахской педагогики в тс годы выступают писатели и поэты С. Кубеев (1878—1956), С. Донеитаев (1894-1938), Б. Утетиле-уов,, М. Сералии, А. Диваев, М.Ж Копеев, Ш. Кудайбердиев, учителя Г. Балгимбаев, М. Кашимов и другие.
К 1913 г. в Казахстане имелось всего 157 русско-казахских школ; в большинстве из них количество учащихся не превышало 50 человек. В эти школы попадали в основном дети состоятельных родителей. Положение значительно изменилось с приходом советской власти. Так, в тридцатые и сороковые годы в основном здесь была ликвидирована неграмотность, вместо дореволюционной старой аульной школы.
Учреждение республиканского института школ и научно-методического совета до некоторой степени способствовало оживлению педагогической науки в Казахстане. С середины 30-х гг. вокруг кафедры педагогики КазПИ им. Абая и НИИ школ Казнаркомпроса объединяются группы казахских и русских ученых. В 20—40-х гг. созданием оригинальных учебников для казахских школ занималась группа писателей и ученых-методистов. Переработка «Букваря» была поручена авторскому коллективу (М. Жумабаев, III. Альжанов, Г. Мусрепов, А. Ситдыков).
А.И. Воскресенский и другие работали над созданием методики преподавания казахского и русского языков для национальных школ. В послевоенные годы интенсивно развернулись научные исследования по раскрытию структуры учебно-воспитательного процесса казахских школ.
Оживлению педагогических исследований в республике способствовали мероприятия, проведенные в конце 40-х гг. Так, с 1948 г. Казахскому педагогическому институту им. Абая Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшего образования СССР было дано право принимать к защите диссертации по педагогическим наукам. Этот вуз республики длительное время являлся единственным научным центром, где формировались ученые силы республик Средней Азии и Казахстана в области педагогики и психологии. В 60—70-е гг. крупные историко-педагогические, дидактические, методические проблемы развития разрабатывались в исследованиях Т. Тажибаева (1962). Л.Сембаева (1963), С. Кирабаева (1964), А. Конратбаева (1964), К. Бсржанова (1965), Ш. Карибаева (1966), Т. Акчулакова (1967),.Г. Уманова (1970), А. Сейтешева (1974), А. К. Кунантаевой (1980), К. Б. Жарикбаева (1982) и других.
Психолого-педагогическая мысль Казахстана в последнее время обогатилась произведениями видных казахских деятелей, труды которых в годы авторитаризма и тоталитаризма на протяжении 70 лет были преданы забвению. На начало 1993/94 учебного года в республике насчитывалось 8311 общеобразовательных школ, в которых обучается более 3 млн. учащихся. Из года в год растет количество школ с различными профилями обучения (лицей, гимназия, колледж и др.). В системе просвещения трудится около 300 тыс. учителей (в 1913 г. в Казахстане их было около 3 тыс.). Более 20 областных, городских и центральных институтов усовершенствования учителей.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии со своеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи.
Народная педагогика обширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опыта и традиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнее поколение кочевников. Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Взрослые учили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха.
Статьи по теме:
Особенности кровообращения и дыхания
В младшем школьном возрасте кровь по количеству и составу отличается от взрослого организма. Количество крови в период младшего школьного возраста (в 11 лет - 8% от массы тела, у взрослых - 5-8%). Величина ЧСС очень лабильна, легко изменяется при любых внешних раздражениях (при испуге, различных эм ...
Овладение ребенка речью
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности о ...
Формирование понятий экономии и бережливости у дошкольников через игровую деятельность
Сегодня перед Республикой Беларусь стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы и бесконечны, научить каждого личной ответственности за их экономическую трату. Уже с дошкольного возраста можно помочь ребенку усвоить азы бережного и заб ...