Основные принципы коррекции нарушений чтения

Страница 1

Для коррекции нарушений чтения необходимо соблюдать принципы:

Принцип комплексности речевых нарушений;

Патогенетический принцип учета патогенеза - механизма нарушений;

Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности;

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы;

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

Принцип поэтапного формирования умственных действий;

Принцип учета зоны "ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому);

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала;

Принцип системности;

Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий;

Принцип деятельностного подхода;

Онтогенетический принцип.

Принцип комплексности заключается в том, чтобы осуществлять логопедическое воздействие при коррекции дислексий на весь комплекс речевых нарушений – устную речь, чтение и письмо. Дислексия (как правило, языковое расстройство, обусловленное недоразвитием языковых обобщений) не является изолированным нарушением. Механизмы её возникновения обуславливают также нарушения устной речи и письма. Патогенетический принцип учитывает патогенез механизма нарушений чтения, поскольку одинаковые по симптоматике нарушения процесса чтения имеют в своей основе различные механизмы. Например, замены звуков наблюдаются при фонематической, оптической, мнестической и тактильной дислексиях, но в каждом случае патогенез нарушения чтения различен. При оптической дислексии причиной замены звуков является недоразвитие зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, нечеткость зрительных образов букв, и необходима коррекционная работа по развитию зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. При фонематической дислексии механизмом замены букв, является нарушение слуховой дифференциации звуков речи, недостаточность фонематического восприятия, нужна работа по развитию слуховой дифференциации звуков. При тактильной дислексии в основе замены букв лежит нечеткость тактильных представлений, и методика коррекционной работы должна быть ориентирована на этот нарушенный механизм. В коррекции определенного вида дислексии основной задачей является коррекция нарушенного механизма и формирование психических функций, которые обеспечивают функционирование процесса чтения.

Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности предлагает в процессе коррекции учитывать все звенья и операции сложной многоуровневой деятельности процесса чтения, и не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма.

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы основан на понимании сложности структуры психических функций и функциональной структуры. В онтогенезе формирование высших психических функций представляет собой сложный процесс организации функциональных систем. На ранних этапах онтогенеза функция осуществляется на основе полимодальных афферентаций с участием различных анализаторов. Процесс дифференциации звуков вначале осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентаций, позднее ведущую роль приобретает слуховая дифферентация. При недоразвитии дифферентации фонем опора осуществляется на зрительное восприятие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы дифференцируемых звуков. Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции предлагает осуществлять на них воздействие: если причиной фонематической дислексии является слуховая дифференциация звуков, нужно опираться на произношение, на зрительное различие артикуляций звуков. При оптической дислексии - опора на двигательный анализатор, тактильное восприятие. Принцип поэтапного формирования умственных действий признает становление умственных действий сложным и длительным процессом, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. Этапы формирования умственных действий таковы: 1) составление предварительного представления о задании; 2) освоение действия с предметами - этап материализации действия, выполнение этапа возможно лишь с опорой на вспомогательные средства и действия, во внешнем плане; 3) этап осуществления действия в плане громкой речи с опорой на внешнее проговаривание; 4) перенос действия в умственный план, осуществление действий во внутреннем плане; 5) окончательное становление умственного действия. Последовательность формирование умственных действий важна и в случае коррекции нарушений чтения. При коррекции фонематической дислексии развитие звукового анализа следует осуществлять: 1) с опорой на вспомогательные средства (фишки, графические схемы и т.д.); 2) с опорой на громкую речь (на слуховые и произносительные образы слов) анализировать структуру слова; 3) анализ звуковой структуры слова осуществляется по представлениям во внутренней речи. Таким образом в процессе логопедической работы происходит аналогия действий слухового анализа. Принцип учета зоны "ближайшего развития" утверждает, что при коррекции дислексий процесс развития психической функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития этой функции, чтобы ребенок мог выполнить задание логопеда самостоятельно или - с незначительной помощью со стороны педагога. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала предлагает проводить коррекцию дислексии поэтапно, с постепенным нарастающим усложнением заданий, с учетом индивидуальной задержки формирования функций, необходимых ребенку для нормального чтения. Принцип системности предлагает использовать каждый метод устранения дислексии только в общей системе методов, направленных на преодоление основного дефекта речевого развития ребенка, с учетом его цели и места. Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий обязывает, с учетом особенностей симптоматики нарушений чтения, степени их выраженности и этапа овладения чтением, логопедическую работу ориентировать на формирование (элементарных или более сложных форм) функций, индивидуально необходимых ребенку для нормального чтения. Принцип деятельностного подхода призывает в коррекции дислексий воздействовать на все этапы сложной многоуровневой деятельности процесса чтения (ориентировочный этап, операциональный этап и этап контроля), уделяя особое внимание операциональному компоненту: формирование отдельных нарушенных операций – автоматизация отдельных операций – формирование целостной структуры речевой деятельности.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Характеристика хозяйственной деятельности специалиста
В наш век стремительного развития всевозможной техники и автоматизации процессов стремительно развиваются такие отрасли промышленности как электроника, радиотехника и другие отрасли связанные с этими направлениями. Стремительно развиваются исследования в компьютерной техники. Становится возможным, ...

Детские и молодёжные объединения в системе средств социально – педагогического процесса
«Общественное объединение – некоммерческое объединение граждан, создаваемое на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей». Цели их деятельности затрагивают такие области как образование, наука, благотворительность, права человека, искусство и т.д. ...

Герменевтическое осмысление требований к уровню подготовки и содержанию профессионального образования педагога
Исследуя условия и факторы профессиональной подготовки педагогов, мы изучили Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, отражающий социальный заказ системе высшего педагогического образования. Заложенные в Госстандарте общие требования к образованности педагога ...

Категории