Анализ эффективности программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Анализ эффективности программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 3

Была разработана и апробирована программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. После проведенных развивающих занятий дети показали более высокие результаты по сравнению с первым диагностическим срезом. При воспроизведении движений дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи стали увереннее и свободнее выполнять предложенные движения. Воспроизведение стало реже сопровождаться паузами, стало более точным. Однако все еще отмечались некоторые пропуски и замены частей предложенной комбинации движений. Наблюдались синкенезии (повороты головы при сгибании рук в локтях, открывание рта), что объясняется структурой нарушения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов после проведенной развивающей работы позволяет сделать вывод об эффективности предложенной программы.

Данная работа направлена на теоретическое и практическое изучение двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием.

В первой главе мы проанализировали данные научной литературы по проблеме двигательной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При формировании двигательных навыков (навыков ходьбы, письма, артикуляционных навыков) важную роль играет двигательная память. В онтогенезе она появляется раньше других видов памяти (в первые месяцы жизни ребенка) в виде двигательных условных рефлексов. В дальнейшем объем запоминания и воспроизведения движений расширяется, охватывая все более сложные движения. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Однако развитие двигательной памяти происходит не только в младенческом и раннем возрасте, но и в более позднее время. Так, у детей дошкольного возраста она достигает такого уровня развития, который позволяет уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью.

В случае несформированности двигательной памяти у ребенка могут возникнуть трудности при запоминании артикуляционных укладов звуков и их автоматизации. Это в свою очередь может привести не только к нарушению звукопроизношения, но и к расстройствам письменной речи. В настоящее время в литературе мало сведений об исследованиях двигательной памяти дошкольников с нарушениями речи, в частности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В рамках работы было проведено диагностическое исследование особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Было выявлено, что испытуемые часто пропускали и заменяли части предложенной комбинации движений, путались в их последовательности. Отмечалась низкая координированность движений и повторения одного и того же элемента.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи требуется целенаправленная работа по развитию двигательной памяти. Нами была разработана программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Целью этой программы являлось развитие объема запоминания ряда двигательных действий, формирование умения точно воспроизводить серии движений на основе наглядного предъявления и по словесной инструкции, а также развитие координации и ловкости.

После проведенных развивающих занятий дети показали более высокие результаты по сравнению с первым диагностическим срезом. Развивающие занятия способствовали формированию навыков самоконтроля при воспроизведении серии движений. Воспроизведение стало реже сопровождаться паузами, стало более точным. Это стало показателем успешной развивающей программы. Однако все еще отмечались некоторые пропуски и замены частей предложенной комбинации движений. Наблюдались синкенезии (повороты головы при сгибании рук в локтях, открывание рта), что объясняется структурой нарушения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Формирование эстетических знаний и умений как важная социально-педагогическая проблема
В переломные моменты истории у общества обостряется особое чувство – чувство ценности человеческой личности. Всякое достижение имеет предысторию. Как сказал поэт И.И. Шкляревский: «Самое сильное в человеке – его начало. Оно тайно верховодит всей жизнью. Так попробуем начать с самого начала!» Состоя ...

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста
Цель: Формирование ценностного отношения к собственному здоровью, совершенствование двигательных навыков и физических качеств ребенка, развитие представлений о своем теле и своих физических возможностях, через знакомство с доступными способами его укрепления, создание эмоционально-благоприятной (по ...

Формула Ньютона-Лейбница
Пусть F(x) – любая первообразная для функции f(x) на отрезке [a,b]. Так как первообразные Ф(х) и F(x) отличаются постоянным слагаемым, то имеет место равенство где С- некоторое число. Подставляя в это равенство значение х=а, будем иметь: Таким образом, для любого значения х, , В частности, при x=b ...

Категории