Анализ эффективности программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Теория образования » Двигательная память у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи » Анализ эффективности программы по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Страница 3

Была разработана и апробирована программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. После проведенных развивающих занятий дети показали более высокие результаты по сравнению с первым диагностическим срезом. При воспроизведении движений дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи стали увереннее и свободнее выполнять предложенные движения. Воспроизведение стало реже сопровождаться паузами, стало более точным. Однако все еще отмечались некоторые пропуски и замены частей предложенной комбинации движений. Наблюдались синкенезии (повороты головы при сгибании рук в локтях, открывание рта), что объясняется структурой нарушения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Анализ результатов после проведенной развивающей работы позволяет сделать вывод об эффективности предложенной программы.

Данная работа направлена на теоретическое и практическое изучение двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и их сверстников с нормальным речевым развитием.

В первой главе мы проанализировали данные научной литературы по проблеме двигательной памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. При формировании двигательных навыков (навыков ходьбы, письма, артикуляционных навыков) важную роль играет двигательная память. В онтогенезе она появляется раньше других видов памяти (в первые месяцы жизни ребенка) в виде двигательных условных рефлексов. В дальнейшем объем запоминания и воспроизведения движений расширяется, охватывая все более сложные движения. К концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи. Однако развитие двигательной памяти происходит не только в младенческом и раннем возрасте, но и в более позднее время. Так, у детей дошкольного возраста она достигает такого уровня развития, который позволяет уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью.

В случае несформированности двигательной памяти у ребенка могут возникнуть трудности при запоминании артикуляционных укладов звуков и их автоматизации. Это в свою очередь может привести не только к нарушению звукопроизношения, но и к расстройствам письменной речи. В настоящее время в литературе мало сведений об исследованиях двигательной памяти дошкольников с нарушениями речи, в частности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В рамках работы было проведено диагностическое исследование особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Было выявлено, что испытуемые часто пропускали и заменяли части предложенной комбинации движений, путались в их последовательности. Отмечалась низкая координированность движений и повторения одного и того же элемента.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи требуется целенаправленная работа по развитию двигательной памяти. Нами была разработана программа по развитию двигательной памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Целью этой программы являлось развитие объема запоминания ряда двигательных действий, формирование умения точно воспроизводить серии движений на основе наглядного предъявления и по словесной инструкции, а также развитие координации и ловкости.

После проведенных развивающих занятий дети показали более высокие результаты по сравнению с первым диагностическим срезом. Развивающие занятия способствовали формированию навыков самоконтроля при воспроизведении серии движений. Воспроизведение стало реже сопровождаться паузами, стало более точным. Это стало показателем успешной развивающей программы. Однако все еще отмечались некоторые пропуски и замены частей предложенной комбинации движений. Наблюдались синкенезии (повороты головы при сгибании рук в локтях, открывание рта), что объясняется структурой нарушения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Зачет – как система оценивания знаний
Зачеты как форма текущей аттестации используются при оценке уровня знаний, практических профессиональных умений и навыков (компетенции) студентов, результатов выполнения студентами предусмотренных учебным планом специальности лабораторных и расчетно-графических работ, курсовых работ (проектов), усв ...

Познавательно-речевое развитие ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем, носит преимущественно эмоционально-образный характер, основывается на том, что каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Происходит развитие р ...

Язык как фактор интерпретации и понимания педагогического знания
С позиций общей теории понимания особая роль в познании человека принадлежит языку, что, к сожалению, психолого-педагогической наукой в должной мере не учитывается. Между тем, как писал П. Рикёр, именно в языке выражается всякое онтическое или онтологическое понимание, поэтому не будет тщетным иска ...

Категории