Развитие современного образовательного пространства представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей ребенка, общества, государства. Это возможно при условии ориентации образования на социальный заказ, выявляемый в ходе мониторинга социальной среды и спроса на образовательные и воспитательные услуги в детском, подростковом, молодежном и семейном социуме. Следовательно, представляется логичным вести разговор о социально-педагогической парадигме воспитательной работы как системы. Как отмечает Г.Н. Филонов, «сегодня важно определить научно обоснованную стратегию поиска эффективных концептов, создать средства и механизмы, позволяющие "задействовать" в социальной практике весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентации на всестороннюю подготовку растущего поколения».
Известно положение В.И. Загвязинского о том, что "стратегический уровень образовательной политики воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим сообществом, .модель, эталон, которым руководствуются при постановке и решении педагогических проблем". Исходя из этого, мы полагаем, что воспитательная работа является системообразующим фактором деятельности по созданию системы, охватывающей социально-педагогические подходы к воспитанию личности.
Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы", актуальность "определения общей стратегии развития воспитания и разработки конкретного консолидированного плана действий, в реализации которого принимают участие все структуры государства, местного самоуправления и гражданского общества". Как справедливо указывает О.Г. Прохорова, "успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между школой и родителями".
Специфика проектирования воспитательной работы заключается в том, что в ней сочетаются нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Вместе с тем проектирование не несет в себе ярко выраженного директивного или отчетного характера. Проект сам по себе не является нормативным документом, однако содержит перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретных социально-педагогических проблем.
С 2002 г. в г. Норильске в рамках Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с целью раскрытия и активизации резервных возможностей и социально-психологической адаптации подростков реализуется проект "Юность Заполярья", организатором которого является учреждение дополнительного образования детей — Центр внешкольной работы. Его посещают в свободное от учебы время учащиеся различных образовательных учреждений. Педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и психологи работают с ребятами и их семьями непосредственно по месту их проживания: в микрорайонах (клубы по месту жительства, комитеты общественного территориального самоуправления, центры микрорайонов). Тем самым воспитатель воспринимает ребенка в реальной социальной ситуации, в которой он находится. Это помогает своевременно выявить семьи, находящиеся в социально опасном положении, адресно, предметно организовать социально-педагогическую работу, оказать помощь в организации свободного времени.
Статьи по теме:
Ошибки полового воспитания и пути их преодоления
Приведу некоторые из самых распространенных ошибочных представлений о поле, какие возникают у детей в первые 6 лет жизни. 1. Девочки, как и мальчики, нередко уверены, что у женщин тоже есть половой член, а когда обнаруживают его отсутствие, задумываются, почему же он не вырос, может быть, случилось ...
Ключевые компетенции учащихся
Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающих ...
Методы совместной работы образовательного учреждения и семьи
Методы воспитания детей в семье – это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы воспитания имеют свою специфику: - влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к л ...