Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Теория образования » Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Страница 1

Развитие современного образовательного пространства представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей ребенка, общества, государства. Это возможно при условии ориентации образования на социальный заказ, выявляемый в ходе мониторинга социальной среды и спроса на образовательные и воспитательные услуги в детском, подростковом, молодежном и семейном социуме. Следовательно, представляется логичным вести разговор о социально-педагогической парадигме воспитательной работы как системы. Как отмечает Г.Н. Филонов, «сегодня важно определить научно обоснованную стратегию поиска эффективных концептов, создать средства и механизмы, позволяющие "задействовать" в социальной практике весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентации на всестороннюю подготовку растущего поколения».

Известно положение В.И. Загвязинского о том, что "стратегический уровень образовательной политики воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим сообществом, .модель, эталон, которым руководствуются при постановке и решении педагогических проблем". Исходя из этого, мы полагаем, что воспитательная работа является системообразующим фактором деятельности по созданию системы, охватывающей социально-педагогические подходы к воспитанию личности.

Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы", актуальность "определения общей стратегии развития воспитания и разработки конкретного консолидированного плана действий, в реализации которого принимают участие все структуры государства, местного самоуправления и гражданского общества". Как справедливо указывает О.Г. Прохорова, "успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между школой и родителями".

Специфика проектирования воспитательной работы заключается в том, что в ней сочетаются нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Вместе с тем проектирование не несет в себе ярко выраженного директивного или отчетного характера. Проект сам по себе не является нормативным документом, однако содержит перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретных социально-педагогических проблем.

С 2002 г. в г. Норильске в рамках Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с целью раскрытия и активизации резервных возможностей и социально-психологической адаптации подростков реализуется проект "Юность Заполярья", организатором которого является учреждение дополнительного образования детей — Центр внешкольной работы. Его посещают в свободное от учебы время учащиеся различных образовательных учреждений. Педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и психологи работают с ребятами и их семьями непосредственно по месту их проживания: в микрорайонах (клубы по месту жительства, комитеты общественного территориального самоуправления, центры микрорайонов). Тем самым воспитатель воспринимает ребенка в реальной социальной ситуации, в которой он находится. Это помогает своевременно выявить семьи, находящиеся в социально опасном положении, адресно, предметно организовать социально-педагогическую работу, оказать помощь в организации свободного времени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Школа в представлении Дьюи
Школа, по мысли Дьюи, являлась, прежде всего, общественным институтом. Он считал воспитание и образование основным двигателем общественного прогресса, определяющим фактором социальных преобразований. "В школе жизнь ребенка становится все определяющей целью. Все необходимые средства, содействую ...

Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения иностранным языкам
В конце 90-х годов в отечественную методику прочно вошло понятие “межкультурная компетенция” как показатель сформированности способности человека эффективно участвовать в межкультурной коммуникации и как важная категория новой научной парадигмы. Обращение к новой научной парадигме в лингвистике обу ...

Развитие ребенка первого года жизни
У новорожденного ребенка нет еще оформленных движений: существуют лишь простые рефлексы, некоторые движения, связанные с питанием, приспособлением к новой окружающей его среде. Он не может поднять голову, у него преобладает тонус мышц-сгибателей (обычно это выражено в сжатых кулачках, прижимании ру ...

Категории