Развитие современного образовательного пространства представляет собой вариативный процесс, направленный на удовлетворение образовательных потребностей ребенка, общества, государства. Это возможно при условии ориентации образования на социальный заказ, выявляемый в ходе мониторинга социальной среды и спроса на образовательные и воспитательные услуги в детском, подростковом, молодежном и семейном социуме. Следовательно, представляется логичным вести разговор о социально-педагогической парадигме воспитательной работы как системы. Как отмечает Г.Н. Филонов, «сегодня важно определить научно обоснованную стратегию поиска эффективных концептов, создать средства и механизмы, позволяющие "задействовать" в социальной практике весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентации на всестороннюю подготовку растущего поколения».
Известно положение В.И. Загвязинского о том, что "стратегический уровень образовательной политики воплощен в новой парадигме образования, которую определяют как совокупность общих методологических и теоретических установок и представлений, ориентиров, принятых педагогическим сообществом, .модель, эталон, которым руководствуются при постановке и решении педагогических проблем". Исходя из этого, мы полагаем, что воспитательная работа является системообразующим фактором деятельности по созданию системы, охватывающей социально-педагогические подходы к воспитанию личности.
Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы", актуальность "определения общей стратегии развития воспитания и разработки конкретного консолидированного плана действий, в реализации которого принимают участие все структуры государства, местного самоуправления и гражданского общества". Как справедливо указывает О.Г. Прохорова, "успех воспитания и обучения напрямую зависит от социального партнерства между школой и родителями".
Специфика проектирования воспитательной работы заключается в том, что в ней сочетаются нормативный и диагностический подходы, характерные для программирования и планирования. Вместе с тем проектирование не несет в себе ярко выраженного директивного или отчетного характера. Проект сам по себе не является нормативным документом, однако содержит перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретных социально-педагогических проблем.
С 2002 г. в г. Норильске в рамках Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с целью раскрытия и активизации резервных возможностей и социально-психологической адаптации подростков реализуется проект "Юность Заполярья", организатором которого является учреждение дополнительного образования детей — Центр внешкольной работы. Его посещают в свободное от учебы время учащиеся различных образовательных учреждений. Педагоги дополнительного образования, социальные педагоги и психологи работают с ребятами и их семьями непосредственно по месту их проживания: в микрорайонах (клубы по месту жительства, комитеты общественного территориального самоуправления, центры микрорайонов). Тем самым воспитатель воспринимает ребенка в реальной социальной ситуации, в которой он находится. Это помогает своевременно выявить семьи, находящиеся в социально опасном положении, адресно, предметно организовать социально-педагогическую работу, оказать помощь в организации свободного времени.
Статьи по теме:
Виды девиантного поведения
Девиантное поведение подразделяют на две большие группы - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и, особенно, правовые нормы. Когда такие поступк ...
Готовность к школе как объект
образовательной политики
Понятие "готовность к школе" и сама ступень перехода из детского сада в школу являются одной из ключевых проблем для всей системы образования. В международном сообществе существует мнение, что успех на выходе в системе образования определяется в значительной степени обеспечением правильно ...
Нарушения чтения у младших школьников с умственной отсталостью
Большое количество умственно отсталых школьников имеют отклонения в процессе формирования навыков чтения. Основные проявления нарушений чтения у детей представлены в четырех формах: неусвоение букв, побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова, нарушение понимания прочитанного. Характер п ...