Готовность к школе как объект образовательной политики

Понятие "готовность к школе" и сама ступень перехода из детского сада в школу являются одной из ключевых проблем для всей системы образования.

В международном сообществе существует мнение, что успех на выходе в системе образования определяется в значительной степени обеспечением правильного старта. Поэтому создание равных стартовых возможностей и доступа к качественному дошкольному образованию и младшей школе рассматривается международным сообществом как приоритетная задача.

Понятие "готовность к школе" не является только проблемой возрастных физиологии, психологии и педиатрии. Оно имеет образовательно-политический, административно-управленческий и образовательно-экономический аспекты, то есть является объектом образовательной политики.

Исследования показывают, что скорость и характер развития детей необычайно разнообразны. С момента рождения отмечается высокая вариативность по всем основным характеристикам развития: вес, время и ритм сна, количество потребляемой пищи, моторика, время и характер созревания тех или иных функций. Высокая степень вариативности с самого рождения у детей наблюдается в потребности в сне, возрасте первых шагов, локомоторном и психическом развитии, а также различии в уровне развитости разных функций у одного ребенка. Приведем лишь один наглядный пример (рис. 1).

Рисунок 1. Потребность в сне

Средняя линия (50%) выражает среднее значение в потребности в сне. Линии 3% и 97% выражает потребность в сне тех детей, которые спят мало или, наоборот, много.

Исследования показали, что наиболее частая причина нарушений сна у детей - неправильные ожидания взрослых. Попытки приучить детей спать по заранее заданному режиму вредны. Установить одинаковые возрастные нормы для всех невозможно. Эти данные отражаются на требованиях к программам, а также на формулировках стандартов качества педагогической работы детских садов. При помощи наблюдения и бесед с родителями нужно выяснить индивидуальную потребность детей и действовать в соответствии с этим.

Попытки обучать детей ползать и вставать, то есть формировать локомоторное развитие по нормативу, могут также привести к нарушениям в развитии, что также убедительно показано в исследованиях. Дети не только ползают и встают самостоятельно, учатся ходить сами, с разной скоростью, но и то, когда и как они это делают, очень индивидуально.

К возрасту семи лет разница в уровне психофизиологического развития детей, обусловленная индивидуальной скоростью развития, то есть не вызванная качеством образовательной среды, может достигать более трех лет! Дети отличаются не только между собой, но и по степени развития разных функций у одного ребенка. Ребенок может быть одарен, уметь читать и считать, в то время как его другие характеристики, например эмоциональная стабильность или физиологическая зрелость, могут отставать. и то и другое - важные характеристики готовности к школе.

Статьи по теме:

Успешная сдача зачета и экзаменов
Зачеты служат формой оценки усвоения учебного материала дисциплин, выполнения курсовых проектов (работ), а также выполнения программ учебной и производственной практики. Зачеты могут быть дифференцированными (с оценкой) и не дифференцированными. Форма и сроки проведения зачетов устанавливаются рабо ...

Личностно-ориентированный подход к содержанию образования
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В.Петровского. Так, И.Я. Лернер и М.Н. ...

Характеристика урока физической культуры с детьми младшего школьного возраста
Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных зад ...

Категории