Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Теория образования » Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Страница 6

Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах старших подростков имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными в жизни. Это любовь (4,3), наличие хороших и верных друзей (4,3), общественное признание (4,3), воспитанность (4,3), активная трудовая жизнь (4,2), интересная работа (4,2), уверенность в себе (4,2), твердая воля (4,1), рационализм (4,0), смелость в отстаивании мнения (4,0). Последние позиции в структуре ценностных ориентации занимают: счастье других (2,7), продуктивная жизнь (3,1), высокие запросы / высокие притязания (3,2). Это говорит о том, что для средневыборочной характеристики старших подростков указанные ценности не входят в число основных в жизни человека. Большинство в качестве приоритетных ценностей выделяют материальные (автомобиль — 30%, отдых в Италии — 45%) и ценности общения (45%).

Промежуточное положение занимают такие ценности, как воспитанность, образованность, познание (30%), здоровье (30%), бизнес (20%), уверенность в себе (15%). А творческая работа (возможность раскрыть свои способности) и духовность невысоко оцениваются подростками. Сравнивая эти показатели, можно сделать вывод, что материальные ценности и ценности общения, познания, активной деятельной жизни выглядят предпочтительнее для данной группы учащихся.

Ценностно ориентированная деятельность в рамках проекта "Юность Заполярья" позволяет подросткам приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, общественным явлениям, собственным и чужим поступкам. Однако результаты нашего исследования зафиксировали незначительные изменения в ценностных ориентациях подростков: некоторые стали задумываться о том, что здоровье — важный фактор всестороннего развития, и без него трудно быть успешным в жизни. К этому выводу ребята приходят после проведения спортивных эстафет. У многих изменилось отношение к семье и социальным ролям в ней; незначительное количество подростков стали осознавать необходимость собственной ответственности в семье. Основные же приоритеты ребята все же отдают материальным благам и достижению определенного уровня жизни (обеспеченность, статус).

Итак, педагогическое проектирование воспитательной работы осуществляется поэтапно с учетом основных параметров, характеризующих специфику воспитательной системы: социально-культурных, социально-педагогических, психологических особенностей, регулирующих поведение и социальное взаимодействие субъектов воспитательной системы; ключевых компетенций, которыми обладают субъекты и которые могут быть использованы в качестве средств разрешения социально-педагогических проблем; потенциальных ресурсов, востребованных в ходе реализации проекта.

Результаты целенаправленного воспитания очевидны в различных областях: в эмоционально-ценностной сфере (проявление чувств, сформированность отношений), в познавательной деятельности (развитие интеллектуальных умений, усвоенные знания, нормы), в психомоторных действиях (навыки, действия, спортивные и трудовые умения), в состоянии здоровья, а также в развитии способностей, коммуникативных, творческих умений, способностей анализировать и оценивать свои действия и поступки, в развитии ключевых компетентностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Диагностика уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.) представляют ребенку воз ...

Организация и содержание коррекционно-логопедической работы в группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Опираясь на опыт М.Ф. Фомичевой, Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой и других, была использована программа коррекционного обучения детей с ФФНР в старшей группе детского сада. Нарушение произношения звуков, особенно сложное полиморфное, неразрывно связано с недоразви ...

Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности , ближайшие перспективы. Известно, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств – в младшем школьном возра ...

Категории