Ежегодный мониторинг свидетельствует о том, что за последние годы не снижается число семей, находящихся в сложном социальном положении и требующих особого педагогического внимания. Из 428 обследованных нами семей 64,8% представляют группы социального риска, где воспитываются 43,1% девиантных подростков. 22,8% учащихся состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел за совершение правонарушений. Сравнительный анализ категорий семей, в которых проживают воспитанники Центра, показывает, что число многодетных семей, требующих особого педагогического внимания, к 2006 г. выросло на 2% по сравнению с 2003 г. (8% против 6%). Незначительно снизилось количество проблемных неполных семей (23% к 26% в 2003 г.). Остальные же показатели остались практически на том же уровне.
Нестабильность социально-экономических условий, возросшая безработица, низкий уровень культуры родителей сказываются на психологическом и моральном состоянии семей, которое можно охарактеризовать как кризисное. Пошла на убыль рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей ребенка, его развития, зачастую воспитывают его вслепую, интуитивно, иногда используя насильственные действия: приказы, угрозы, запугивания, а порой и физические наказания (87% опрошенных).
Диагностика внутрисемейных отношений показывает, что у 95% родителей наблюдается повышенная требовательность к детям, 88% — придерживаются излишне строгого стиля воспитания, что отрицательно сказывается на формировании и развитии личности ребенка. С позиции психологов, вследствие этого у 49% подростков наблюдается комплекс неполноценности, 57% страдают из-за заниженной самооценки, у 82% повышен уровень тревожности, у 67% — уровень агрессивности.
Нарушения взаимоотношений с родителями порождают асоциальное поведение детей и подростков, усложняя внутрисемейные отношения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются психическими изменениями и отклонением в поведении: они агрессивны по отношению к взрослым и сверстникам, склонны к совершению правонарушений, употреблению спиртных напитков, бродяжничают: чаще всего они предоставлены в свое свободное время улице.
Учитывая все это, педагоги-внешкольники и социальные работники образовательных учреждений г. Норильска стремятся выявить недостатки и приобщить подростков с девиантным поведением к разнообразным социальным действиям через игровую, творческую деятельность, создают обстановку подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества, что способствует самораскрытию воспитанников. В 2006 г. наш проект проходил под девизом "Я с семьей, она со мной и вместе мы со школой". В нем приняли участие воспитанники из 22 образовательных учреждений.
Проектируя организацию свободного времени детей, мы стремимся создать условия для развития социально-педагогического субъекта (личности, группы, социума, социального института, общества в целом), в целях самореализации ребенка, родителей, педагогов в основных сферах жизнедеятельности путем оптимизации их связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации существующих проблем, активизации совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, других субъектов по поддержанию нравственных эталонов социума. Это важно для исправления социально-педагогических и социально-психологических деформаций собственными усилиями.
Статьи по теме:
Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
Как мы уже упоминали ранее, дезадаптация – это неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Она обусловлена тем, что в наиболее значимые периоды личностного развития ребенок не сумел использовать механизмы адаптации, соответствующие хара ...
Современная педагогическая теория и практика
Особое место в истории отечественного образования и педагогики занимает XX в. В советский период (после Октябрьской революции 1917 г. до начала 1990-х гг.) были достигнуты заметные успехи в развитии образования (введение нормы бесплатного общего для всех, качественный и количественный рост среднего ...
Порядок аттестации педагогических
работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: – владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности; – вносят личный вклад в повышение качества образования на основе сов ...