Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Теория образования » Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Страница 2

Ежегодный мониторинг свидетельствует о том, что за последние годы не снижается число семей, находящихся в сложном социальном положении и требующих особого педагогического внимания. Из 428 обследованных нами семей 64,8% представляют группы социального риска, где воспитываются 43,1% девиантных подростков. 22,8% учащихся состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел за совершение правонарушений. Сравнительный анализ категорий семей, в которых проживают воспитанники Центра, показывает, что число многодетных семей, требующих особого педагогического внимания, к 2006 г. выросло на 2% по сравнению с 2003 г. (8% против 6%). Незначительно снизилось количество проблемных неполных семей (23% к 26% в 2003 г.). Остальные же показатели остались практически на том же уровне.

Нестабильность социально-экономических условий, возросшая безработица, низкий уровень культуры родителей сказываются на психологическом и моральном состоянии семей, которое можно охарактеризовать как кризисное. Пошла на убыль рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей ребенка, его развития, зачастую воспитывают его вслепую, интуитивно, иногда используя насильственные действия: приказы, угрозы, запугивания, а порой и физические наказания (87% опрошенных).

Диагностика внутрисемейных отношений показывает, что у 95% родителей наблюдается повышенная требовательность к детям, 88% — придерживаются излишне строгого стиля воспитания, что отрицательно сказывается на формировании и развитии личности ребенка. С позиции психологов, вследствие этого у 49% подростков наблюдается комплекс неполноценности, 57% страдают из-за заниженной самооценки, у 82% повышен уровень тревожности, у 67% — уровень агрессивности.

Нарушения взаимоотношений с родителями порождают асоциальное поведение детей и подростков, усложняя внутрисемейные отношения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются психическими изменениями и отклонением в поведении: они агрессивны по отношению к взрослым и сверстникам, склонны к совершению правонарушений, употреблению спиртных напитков, бродяжничают: чаще всего они предоставлены в свое свободное время улице.

Учитывая все это, педагоги-внешкольники и социальные работники образовательных учреждений г. Норильска стремятся выявить недостатки и приобщить подростков с девиантным поведением к разнообразным социальным действиям через игровую, творческую деятельность, создают обстановку подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества, что способствует самораскрытию воспитанников. В 2006 г. наш проект проходил под девизом "Я с семьей, она со мной и вместе мы со школой". В нем приняли участие воспитанники из 22 образовательных учреждений.

Проектируя организацию свободного времени детей, мы стремимся создать условия для развития социально-педагогического субъекта (личности, группы, социума, социального института, общества в целом), в целях самореализации ребенка, родителей, педагогов в основных сферах жизнедеятельности путем оптимизации их связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации существующих проблем, активизации совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, других субъектов по поддержанию нравственных эталонов социума. Это важно для исправления социально-педагогических и социально-психологических деформаций собственными усилиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Роль сказки в воспитании детей
Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем симв ...

Направленность личности
Направленность личности Богоявленская Д.Б. определяет как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Говоря о направленности личности, хочется обратиться к трудам ...

Анализ учебников и учебно-методических комплексов по избранной проблеме
Предметом нашего интереса является комплекс обучения английскому языку для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста автора В. Н. Мещеряковой “I Love English”, который может быть отображен следующим образом. В данной работе мы подробно рассмотрим материал второй ступени данного обуча ...

Категории