Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Теория образования » Проектирование воспитательной работы в контексте социально-педагогической парадигмы

Страница 2

Ежегодный мониторинг свидетельствует о том, что за последние годы не снижается число семей, находящихся в сложном социальном положении и требующих особого педагогического внимания. Из 428 обследованных нами семей 64,8% представляют группы социального риска, где воспитываются 43,1% девиантных подростков. 22,8% учащихся состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел за совершение правонарушений. Сравнительный анализ категорий семей, в которых проживают воспитанники Центра, показывает, что число многодетных семей, требующих особого педагогического внимания, к 2006 г. выросло на 2% по сравнению с 2003 г. (8% против 6%). Незначительно снизилось количество проблемных неполных семей (23% к 26% в 2003 г.). Остальные же показатели остались практически на том же уровне.

Нестабильность социально-экономических условий, возросшая безработица, низкий уровень культуры родителей сказываются на психологическом и моральном состоянии семей, которое можно охарактеризовать как кризисное. Пошла на убыль рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей ребенка, его развития, зачастую воспитывают его вслепую, интуитивно, иногда используя насильственные действия: приказы, угрозы, запугивания, а порой и физические наказания (87% опрошенных).

Диагностика внутрисемейных отношений показывает, что у 95% родителей наблюдается повышенная требовательность к детям, 88% — придерживаются излишне строгого стиля воспитания, что отрицательно сказывается на формировании и развитии личности ребенка. С позиции психологов, вследствие этого у 49% подростков наблюдается комплекс неполноценности, 57% страдают из-за заниженной самооценки, у 82% повышен уровень тревожности, у 67% — уровень агрессивности.

Нарушения взаимоотношений с родителями порождают асоциальное поведение детей и подростков, усложняя внутрисемейные отношения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются психическими изменениями и отклонением в поведении: они агрессивны по отношению к взрослым и сверстникам, склонны к совершению правонарушений, употреблению спиртных напитков, бродяжничают: чаще всего они предоставлены в свое свободное время улице.

Учитывая все это, педагоги-внешкольники и социальные работники образовательных учреждений г. Норильска стремятся выявить недостатки и приобщить подростков с девиантным поведением к разнообразным социальным действиям через игровую, творческую деятельность, создают обстановку подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества, что способствует самораскрытию воспитанников. В 2006 г. наш проект проходил под девизом "Я с семьей, она со мной и вместе мы со школой". В нем приняли участие воспитанники из 22 образовательных учреждений.

Проектируя организацию свободного времени детей, мы стремимся создать условия для развития социально-педагогического субъекта (личности, группы, социума, социального института, общества в целом), в целях самореализации ребенка, родителей, педагогов в основных сферах жизнедеятельности путем оптимизации их связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации существующих проблем, активизации совместной деятельности педагогов, детей и их родителей, других субъектов по поддержанию нравственных эталонов социума. Это важно для исправления социально-педагогических и социально-психологических деформаций собственными усилиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Определение квалификационных требований и условий аттестации специалиста
Специалиста по данной специальности переквалифицируется за 1 месяц. Циклы учебных дисциплин делятся на три: политехнический, специальный и общеобразовательный. Предметы общеобразовательного цикла: основы права, экология, охрана труда, экономика. Специальные дисциплины: производственное обучение, сп ...

Содержание учебной программы
Существует множество определений «учебной программы», изменявшихся со временем. В более ранних определениях речь шла обо всем познавательном опыте учащегося, а в более поздних прослеживается тенденция ограничиться только организованной учебной деятельностью в рамках школы. В последние годы появилис ...

Педагогический такт чисто профессиональное качество учителя
Педагогический такт есть профессиональная, психолого-педагогическая особенность поведения учителя во взаимоотношениях с учащимися, соответствующая целям и задачам воспитания и проявляющаяся в творческой, педагогически оправданной изобретательности, находчивости, инициативности, в обдуманности дейст ...

Категории